Насо
Бывшее будущее
«И возьмет коґен воды выделенные, в сосуде
глиняном и из почвы, которая будет в земле
Мишкана, возьмет коґен и даст в воду»
(Ба-мидбар, 5:17)
Один из естественных вопросов об «оступившейся» (извратившейся) жене, связан с ее вознаграждением: «А если не осквернилась жена и чиста она – и омоется, и осеменится семенем». Простите, а за какие такие заслуги жена, уединившаяся с чужим мужчиной, вопреки предупреждению мужа, удостоится (женщина, по всей видимости, бездетная) ребенка??!
Обычный ответ: она смогла устоять и не стать прелюбодейкой, тем самым, заслужив… - меня не устраивает. Потому нам придется оставить плоскость пшата и вспомнить мидраш из Трактата «Хулин» (88:2): «Сказал Рове: в награду за сказанное нашим праотцем Авраґамом «Я почва и пепел» получили его дети две мицвы: пепел рыжей коровы и почву оступившейся». В награду?!
Наша обычная трактовка знаменитых слов нашего праотца следующая:
Я – это отношение к – почва-будущее и пепел-прошлое.
Я – это вовсе не миг между прошлым и будущим, а отношение к времени и пространству (произошедшее – это, как мы неоднократно отмечали, и есть пространство).
Получается, что речь идет о возможности родить, когда другие пути заказаны. Интересно, что к этому выводу можно прийти из ґалахи: женщина эйлонит, генетически не способная родить (лишенная вторичных половых признаков) не удостаивается проверки «горькими водами». В этом контексте мы и сможем расшифровать процитированный мидраш.
Пепел рыжей коровы живая вода превращает в почву, ушедшее в потенциальное! (Смотри «Путешествие по недельным главам», «Хукат»). А живая вода, добавленная к почве (потенциалу) Храма, реализует возможность деторождения или (не дай бог) убивает. Если вспомнить о супружетсве Израиля, то получится возможность интерпретировать закон об «иша сота – извращенной жене» как объяснение второго сценария прихода Машиаха – «бе-ито – во-время». Наше уединение с «иными силами – чужими богами – элоким ахерим», несмотря на предупреждение Супруга, позволяет объяснить исторический путь Израиля.