Недельная глава Шмини содержит описание нового витка одного из
постоянно повторяющихся сюжетов Торы - в точке наивысшего подъема
происходит трагедия. В тот самый момент, когда Мишкан (Переносной Храм)
готов к работе, присутствие Всевышнего должно быть проявлено в
наибольшей степени. В результате опьяненность (мидраш говорит об этом
так: употребление вина при работе в Храме) этой открывающейся близостью к
Всевышнему приводит к выходу за рамки алахи и к гибели двух сыновей
Аарона: Надава и Авиу. К сожалению это не первый раз, когда история
развивается именно по этому сценарию.
Такая же история произошла в шестой день творения, когда только что
созданный первый человек, вершина творения, съел плод Дерева Соединения
Добра и Зла. По одному из мнений раввинов Тамуда этим плодом был
виноград. После потопа, эквивалент первого человека, Ноах, пытается
исправить ошибку Адама. Шней Лухот а Брит, используя язык мидраша,
объясняет что причина, по которой Ноах был голым во время высаживания
виноградника и распития вина этого виноградника была в попытке исправить
то, что разрушил Адам. (о том, почему Адам был голым, см. кн.Бе-решит,
гл.1 р.М.-М. Гитика)
Как известно, души Надава и Авиу были реинкарнацией одного из нижних
уровней души первого человека - уровня нефеш мира Ацилут (Шаар
аГильгулим 38). Рав Пинхас Винстон говорит что Надав и Авиу тоже
попытались исправить ошибку Адама и именно поэтому было использовано
вино (т.е. эмоциональное состояние, подобное опьянению) внутри Храма.
Тора, конечно же, не приводит повторение всех этих вариантов развития
для того, чтобы предупредить об опасностях алкогольного опьянения. Как
говорилось в комментариях к недельной главе Цав, хлеб - это уровень
алахи. Вино же соответствует уровню каббалы - уровню тайн Торы.
Когда входит вино, выходят секреты (Эрувин 65-А). Вино само по себе,
как и большинство вещей в этом мире, нейтрально - то есть может быть
использовано правильно либо не правильно. В каком-то смысле вино
работает как ключ, который открывает двери. Человек решает, каким ключом
открыть какую дверь и все зависит от намерения человека.
Само название недельной главы Шмини происходит от того же слова, что и
восемь, а восемь, конечно же, указывает на уровень восприятия и
понимания, который находится над обычным. Наше обычное существование
определяется цифрой семь (совершенство формы): семь дней недели, семь
нот, семь цветов радуги и так далее. Употребление вина (то есть контакт с
Торой на уровне секретов) дает возможность подняться на этот
непривычный уровень - уровень восьмой сфиры Бина, уровень понимания,
который превосходит наше привычное восприятие.
Возникает вопрос: как же могло оказаться так, что праведники такого
уровня как Ноах или Надав и Авиу имели настолько неправильное намерение,
что это закончилось трагедией. Катастрофы такого масштаба тяжело
объяснить только лишь тем, что к праведникам в силу их высокого уровня
предъявляются более высокие требования.
Маhараль говорит, что если бы то, что сделали Надав и Авиу произошло
до дарования Торы, все было бы замечательно. Проблема с поступком Надава
и Авиу, Ноаха, Адама и всех остальных в этой длинной цепочке была в
том, что проявив собственную инициативу, они вышли за рамки алахи.
Несмотря на то, что уровень вина (каббалы) выше, чем уровень хлеба
(алахи), духовный корень хлеба, то есть алахи выше всего остального.
Алаха задает рамки, в которых происходит все исправление и вся
работа, и эти рамки нельзя сдвинуть ни вправо, ни влево. То есть нельзя
ни устрожить, ни ослабить. Это то, что нужно помнить всем учащим
каббалу: как говорит книга Зоар, основная каббалистическая книга, алаха
никогда не может быть выведена из каббалы.
р. И. Гладштейн
|