Цав
Высшая мера - отрезание
«А если кто-нибудь будет есть мясо животного,
принесенного в мирную жертву Всевышнему,
будучи при этом нечистым, то отрезана
будет душа эта от народа её»
Ва-йикра, 7:20
Предупреждение Торы о невозможности для ритуально нечистого еврея вкушать от приближения «совершенности» - шламим связано с важнейшим принципом еврейского мировоззрения: добро – это связанность со Вс-вышним. Оттого значение термина ра («зло») – «плохосвязанный» (рауа – «шаткий»), а нечистота – это отрезанность (временная) от Создателя, не дающая участвовать в общих усилиях в рамках отношений «народ - Творец». Действие шламим было именно в этих рамках.
Ситуация, рассматриваемая в Пятикнижии, подразумевает попытку реализовать добро вне рамок, определённых Вс-вышним. Выразим эту идею следующим образом: всякая попытка втиснуть еврейскую душу (добро) в сомнительные обстоятельства может закончиться трагически. Отрезание еврейской души – это утрата связи с цельностью еврейского народа, а судьба органа, потерявшего кровоснабжение обще-еврейской души – кнессет Исраэль, - легко предсказуема.
А в hафтаре к нашей главе пророк Ирмияу объясняет вышесказанное следующим образом: «Так сказал Всевышний: «Пусть не гордится мудрец мудростью своей, и не гордится сильный силою своей, и не гордится богач богатством своим. Но тот, кто гордится, пусть гордится тем, что постигает и познаёт меня, ибо я – Всевышний, творящий милость, правосудие и справедливость на земле, ибо этого желаю я. Слово Всевышнего». Сказано в Талмуде: «Не могу я и гордец находиться вместе». Очевидно, что гордыня – самое «отрезающее» из качеств и потому единственная возможность использования этого качества «в мирных целях» - установление связи со Всевышним.