Поколение, получившее Тору на Синае, называется
поколением знания. Можно было бы сказать, что в наше время, когда
информация сверхдоступна и любой человек при желании может практически
мгновенно получить доступ к огромным базам данных, что и наше поколение
может претендовать на звание поколение знания. Но все больше и больше
людей начинают понимать, что человек, владеющий информацией (даже если
количество этой информации огромно), не всегда понимает, что с этой
информацией делать и, по сути дела, знает очень мало.
а самая Тора, которую получили на Синае, именуется
Деревом Жизни (Мишлей 3:18). Поэтому для того, чтобы понять, в чем
состоит разница между знанием и информацией, нужно вернуться в самое
начало - то есть к Дереву Жизни и Дереву познания добра и зла. Ор аХаим
говорит, что в Эденском саду было только одно дерево (Брейшит 3:1). А
что же с остальными деревьями?
Остальные деревья, включая Дерево познания добра и
зла, тоже были, но как ветви одного единственного дерева. Когда первый
человек съел запретный плод, то существовавшая реальность разлетелась
вдребезги и каждая ветвь стала отдельным деревом. Мир стал гораздо более
раздробленным, хаотичным и многогранным.
В результате этого сейчас существует масса на первый
взгляд никак не связанных между собой областей знаний. Классическим
примером такой специализации будут два математика на одной и той же
кафедре математики, испытывающие огромные сложности в объяснении друг
другу смысла своих исследований.
Тора, которую мы получили на Синае, - это Дерево
Жизни, то есть в буквальном смысле слова корень всего остального, то,
что связывает все воедино и даёт смысл существованию всем бесконечным
деталям этого мира. Такой взгляд на соотношение Дерева Жизни с Деревом
познания добра и зла позволяет по-другому взглянуть на "геодезический"
комментарий Раши.
Раши настаивает на том, что Дерево Жизни находилось в
центре Эденского сада (Брейшит 2:9) Такая трактовка позволяет перевести
"геодезический" комментарий в комментарий мировоззренческий: Когда
Дерево Жизни, то есть Тора, находится в центре нашей жизни, то это
Эденский сад. Ну а если Тора не в центре, то тогда понятно, что на рай
это будет ну никак не похоже
р. И. Гладштейн
|