Пинхас
Средство для Цели
«А имя человека из Израиля убитого...
Зимри Бен Салу, наси отчего дома Шимона»
Бамидбар(25:14)
Вопрос, который буквально требует ответа: как мог один из величайших евреев величайшего поколения, избранный Всевышним через «урим и тумим», совершить публичное надругательство над запретом Торы?
В особенности, если в «острие» вопроса поместить следующий факт: гильгуль (воплощение) душы Зимри бен Салу – это душа раби Акивы!
Как и полагается интересному вопросу, он содержит «направление» ответа. Конечно же, в основе поступка главы колена Шимона была идеология.
Знут (в переводе с иврита – блуд) был лишь поводом для мидьятянок (с крепким телом) привести евреев к авода зара (чужой работе, в данном случае на «бааль пеора»). Поскольку запрет на зряшную (зара) работу – один из трёх запретов, за ненарушение которых еврей обязан жертвовать своей жизнью (два других – убийство и половые извращения), а знут, при всей недопустимости, - нарушение рангом пониже, то общая идея, которой руководствовался Зимри Бен Салу, проясняется: из двух зол выбирают меньшее.
Если знут с мидьятянкой будет официально разрешён, то его притягательность для евреев немедленно уменьшится до терпимых размеров, и тогда условия мидьятянских девушек по сопровождению морально нестойких евреев станут для евреев невыполнимыми.
Итак, чтобы прекратить эпидемию, угрожающую существованию нашего народа, надо убрать её причину – авода зара. Официальное признание и статус для мидьятянок – это «пикуах нефеш» - спасение жизни евреев!
«И сказал Моше судьям Израиля: «Убейте каждый людей своих, прилепившихся к Бааль Пеору!». И вот, один человек из сынов Израиля, пришёл и подвёл к братьям своим мидьятянку на глазах Моше и на глазах у всей общины сынов Израиля, а они плачут у входа в Шатёр Откровения» (БеМидбар, 25:5-6).
Устная Традиция добавляет следующую подробность к вышеописанному: Зимри спрашивает у Моше, разрешена ли ему Козби бат Цур, а если нет, то кто разрешил самому Моше Ципору, дочь Итро?
Этот вопрос можно интерпретировать следующим образом: ради высокой цели (спасение народа!) берут в жёны даже дочь идолопоклонника (Итро).
Неправомерность действий Зимри Бен Салу, объясняет рав Зоненфельд, следует из основополагающего принципа: средство – органическая часть цели. А, следовательно, недостаток (некошерность) средства – это недостаток (некошерность) цели.
Нам осталось лишь объяснить (для полноты концепции) каким образом поступок Пинхаса бен Эльазара, направленный против знута, оказался столь спасительным. Но об этом уже в следующем комментарии.