Бе-рейшит
Влечение как работа
«… и к мужу влечение твое,
и он будет управлять тобою»
(Бе-рейшит, 3:16)
В данном случае буквальное понимание текста вызывает мою мужскую досаду [зависть], непонимание – простите, кто видел этих жен, чье влечение (не временное!) к своему благоверному, и он ею управляет??!! А как тогда прикажете понимать?1 Предлагаю вслед за мудрецами (Виленский Гаон, комментарий к «Эшет хайль» и традиция Кабалы) увидеть в муже (дающем) душу, а в жене (получающей) – тело. При таком понимании все становится на свои места.
Мое тело (сравните с вашим), в особенности разум, не хочет умирать! Я, естественно, подразумеваю под смертью конец существования и не только земного! Простите, а что, есть варианты? Только один – духовность. Недаром Фридрих Энгельс справедливо утверждал, что уязвимость человека – причина всех (и всяческих) религий. Но Тора говорит не просто о нашем нежелании конца, а дает весьма конкретный рецепт: «и он будет управлять тобою».
Тело, включая разум, не просто не верит (не принимает) в смерть (конец) – (перед смертью не бывает атеистов!), оно активно ищет вечное, непреходящее. И Пятикнижие недвусмысленно постулирует: «не идите вы за глазами вашими», передайте управление душе! Все материальные достижения – временны, а следовательно – бессмысленны! Только духовные цели непреходящи. Отсюда естественное (вложенное в нас, как правильно заметил классик марксизма-ленинизма) влечение человека к духовности. И речь идет о работе всей жизни человека – переориентации с материальных ценностей на духовность, на вечность!