Ваера
Жена как сестра
«И сказал Авраhам: «Скажи,
что ты - сестра моя, дабы
стало лучше мне ради тебя»
(Бе-рейшит, 12 : 13 )
Рассмотренная нами история о спуске Аврама и Сарай в Египет, имеет, конечно же, как и всё в Торе, дополнительные смыслы. Один из них, донесённый до нас хасидизмом движения ХаБаД, переводит её в плоскость семейных отношений, где Аврам и Сарай становятся прототипом еврейской супружеской пары. Будучи рассмотренной в этом контексте, она даёт следующие результаты.
«Спуск в Египет» - эта эпоха в отношениях мужа и жены наступает также у «идеальных» семейных пар, невзирая на «предыдущие заслуги» («жизнь в Эрец Исраэль»). Наступает «голод» - исчерпанность того, что связывало супругов. Прошла молодость, а с нею – острота желаний, выросли дети или раскололась материальная основа семьи – эти или иные причины спускают его и её в Египет, где «фараон» - наше эго, только и ждёт возможности их разлучить.
И вот здесь, когда человеческие возможности сохранения связи, практически исчерпаны, вступает с действие то, что заложено в фундамент еврейского брака – Б-жественная предназначенность супругов друг другу, «гарантированная» хупой. Уровень отношений мужа и жены фактически исчерпан, но вызванный к жизни реальной опасностью гибели семьи, открывается уровень «брата и сестры».
Любовь сестры и брата может показаться неравноценной заменой тому, что связывало молодожёнов, но она обладает решающим проблему «Египта семейных отношений» преимуществом – неисчерпаемостью. Божественная предназначенность супругов друг другу сродни кровной связи, определённой рождением. И согласие жены и мужа стать на время «спуска в Египет» «братом и сестрой» оборачивается не просто спасением их брака, но - и это самое главное, - приводит к Исходу – Геуле, подъёму «с подарками»! Короче, как пел в 30-е годы прошлого столетия знаменитый тенор Вадим Козин:
«Наша нежность и наша дружба
сильнее страсти, больше чем любовь.
Веселья час придёт к нам снова.
Вернётся к нам любовь тогда,
Когда дадим друг другу слово,
Что будем вместе, вместе навсегда!»