Основное содержание недельной главы Тецаве состоит из тем, которые мало того, что воспринимаются с большим трудом, но ещё и непонятно как связаны между собой: описание одежды коэна и действия для приготовления животного к приношению (как именно резать, что можно сжечь, а что можно съесть). Казалось бы, какая связь? Картина частично проясняется, когда мы узнаём о том, что коэн - это наша душа, одежды коэна - это наши эмоции, ну а то животное, которое нужно зарезать (одни части его должны быть уничтожены, а другие части использованы для поддержания нашей жизни) – то самое животное, которое есть в каждом.
Работа коэна, то есть смысл нашей работы в этом мире, это два параллельных процесса - часть животного (животное начало человека) предстоит изменить для того, чтобы мы стали в большей степени похожи на людей, а часть животного реабилитации не подлежит и должна быть сожжена. Важно отметить, что Тора настаивает на том, что одежда коэна должна быть надета на нём всегда, когда он работает - готовит животное к приношению (Шмот 28:43)
Похоже, что нет особой опасности в том, что можно запачкать эти одежды при работе со своим животным, но книга Зоар обращает наше внимание на то, что эти одежды (то есть наши эмоции) можно испортить другим путём. Наши эмоции страдают в огромной степени в тех ситуациях когда мы злимся.(Зоар. Тецаве 182-Б) Душа на иврите - "нешама", а дыхание - "нишма". Человек, который злится, характеризуется как "коцер руах", что переводится как одышка или сокращение духа. Ещё одно слово, используемое для гнева на иврите - это "аф", что также означает нос.
Одним из основных стереотипов злящегося является человек, шумно дышащий через ноздри, более того, одним из наиболее распространённых методов по контролю гнева является тренировка дыхания. Обычно в этом месте кто-то начинает вспоминать о том, что где-то в Талмуде сказано, что когда кто-то злится, то это то же самое, что поклоняться идолам. Проблема в том, что такого выражения нигде в Талмуде нет. Но есть другое, заметно отличающееся от широко-распространённой неправильной версии.
"Тот, кто в порыве гнева рвёт на себе одежды, ломает тарелки и разбрасывает монеты, должен воспринимать себя так, как будто он поклоняется идолам" (Санхедрин 105-Б). И здесь мы переходим к тем вещам, которые важны на практике: не существует "плохих эмоций". Оцениваются только действия, и в том случае, когда от ощущения гнева человек переходит к словесной или физической агрессии - это становится действительно проблематично.
Чувство гнева, как и любая другая человеческая эмоция, само по себе нейтрально. Мы ощущаем чувство гнева в тех ситуациях, которые воспринимаются нами как вторжение кого-то или чего-то в наше личное пространство. То, что мы считаем нашим личным пространством, может быть частично ошибочным или полностью иллюзорным. Но эмоции сами по себе являются сильнейшим стимулом к нашему росту и движению.
К сожалению, существенная часть людей старается вообще не придавать значения своим эмоциям. Мол, сказано, что злиться - это плохо, так не буду вредить себе и другим и спрячу свои эмоции куда-нибудь подальше. Тяжело придумать что-нибудь более саморазрушительное, ведь такое поведение в большинстве случаев приводит как раз к тому, о чём предупреждает Тора.
В случае, когда человек попросту игнорирует свои эмоции, события могут развиваться по двум основным сценариям. Человек будет время от времени выплёскивать свой до поры до времени сдерживаемый гнев наружу – то, что на языке Торы называется "пачкать одежды". Или произойдёт то, что в каком-то смысле ещё тяжелее исправить - человек окажется настолько отстранённым от своего эмоционального мира, что у него просто не будет ни сил, ни желания заняться своим внутренним животным. Это то, что на языке психологии называется клиническая депрессия.
р. И. Гладштейн