Ва-эра
Чудо против колдовства
«Когда будет говорить вам фараон, говоря:
дайте вам показательное чудо (мофет)»
(Шмот, 7:8)
РаШИ, объясняя слово «мофет», говорит: «знак, показывающий, что есть необходимость в пославшем вас», а вопрос, который задает раби Элимелех из Лежайска (автор комментария «Ноам Элимелех») очевиден: почему «дайте вам», а не «дайте мне»?! Ведь должно убедить фараона, а не Моше с Аґароном?!
«Ноам Элимелех» предлагает следующее объяснение. Само по себе чудо весьма напоминает… колдовство, и для персоны типа царя египетского доказательством божественности миссии Моше и Аґарона не является. Но чудо тем и отличается от фокуса, что является неожиданностью для самого проводника божественности. А, следовательно, «дайте вам мофет» - докажите, что это не ваше колдовство собственным изумлением! До сих – комментарий раби Элимелеха.
Мы же с вами, основываясь на комментарии «Ноам Элимелех», попробуем разобраться с вопросом: а в чем отличие чуда от колдовства? Колдовство[1] – это использование нижних ангелов в достижении земных целей. По-другому – использование законов духовного мира, подобно пользованию законами природы.
Ужас подобного использования – в сокрытии Источника всех сил. Чудо, напротив, раскрывает Творца как Источник и, во-первых, для самого пророка, «ответственного» за чудо. Чудо, это не только чудесность произошедшего, будь то оживление ребенка (пророк Элиша) или гибель лжепророков (пророк Элияґу) – это ощутимое раскрытие Его Воли. А, следовательно, – неожиданность, в отличие от обыкновенной магии.
[1] Смотри комментарий рава Ицхака Абарбанеля во «Втором путешествии по недельным главам», глава «Мишпатим».