Бе-рейшит
Знак Каина
«Скитальцем и изгнанником будешь
ты на земле… и будет, всякий, кто
найдет меня, убьет меня…
И положил Вс-вышний Каину знак»
(Бе-рейшит, 4:12, 14,15)
Мой учитель, рав Ицхак Меир Ґагер, задает мой фирменный вопрос: а где мы в этом сюжете Пятикнижия? Его ответ начинается с известной идиомы: «я просто не нахожу себе места». Человек выбитый из своей колеи, оказавшийся не в своей тарелке, потерявший опору, не находит успокоения, мечется. Именно об этом повествует нам Тора. Человек в духовном смятении максимально уязвим. Любая мелочь (малость в обычных обстоятельствах) способна его свалить: «и будет, всякий, кто найдет меня, убьет меня».
И знаменитая христианская «печать Каина» вовсе не наказание, а путь к исправлению: «и положил Вс-вышний Каину знак», и этот знак: «между Мною и между детьми Израиля знак, он навсегда, что шесть дней делал Вс-вышний Небо и Землю, а в седьмой день – шабат» (Шмот, 31:7). Территория Шабата – зона отдохновения от беспокойств и невзгод. Как сказано в Трактате «Шабат» (118:1): «всякий, наслаждающийся шабатом, получает надел без узости».
И где бы еврей ни находился, там, где он наслаждается Шабатом, у него есть свое место, избавляющее его от смятения и метаний, дарующее ему комфорт и спокойствие.
Именно знак Каина, увиденный первым человеком, стал причиной «мизмор шир лейом ґашабат – песня хваления дня субботнего» (Теґилим, 92), хвалебной песни Шабату, сочиненной первым человеком. И, конечно же, тшува, сделанная Каином вследствие Шабата, а за ним тшува сделанная первым человеком, стали свидетельством, что день субботний возвращает человека к его божественной сущности: шабат корнем своим имеет шав – возвращение (По Мидраш Раба, 22:13).