Ваишлах
«Два адреса одного послания»
«И послал Яаков посланников (ангелов) перед собой
к брату своему Эйсаву… Так скажите господину
моему Эйсаву: «У Лавана проживал я».
Берешит, 32:4-5
«Посланников – настоящих ангелов»
РаШИ
Два вопроса задаёт раби Элимелех из Лизенска. 1.Отчего необходимо было посылать ангелов, разве нельзя было ограничиться посланниками-людьми? 2.Зачем Яаков, определяя задачу посланцев, использует обращение: «господин мой» при наличии отсутствия лица, к которому обращается? ]
Ответ «Ноам Элимелех»* следующий: всякий раз, когда мы сталкиваемся со словами, даже самыми обиходными, абсолютного праведника, они кроме обычного адресата имеют ещё дополнительный смысл, обращённый к Создателю.
Разделяя таким образом слова Яакова, получим: «И послал Яаков ангелов – ко Всевышнему, чтобы сказать – Господину моему [и] Эйсаву». Всё дальнейшее построено на расслоении продолжения комментария РаШИ: «С Лаваном проживал я» - «не стал важным и владетельным, но – чужим», для Творца же – «613 («гарти»-проживал имеет гиматрию (сумму числовых значений букв лашон а-койдеш) 613) мицвот соблюдал и не перенял ничего из плохого окружения».
И дальше: «И появились у меня бык и осёл» - в адрес Эйсава, что не реализовалась браха папы Ицхака, связанная с земледелием: «И будет у тебя от росы небесной и от тука земли». А для Всевышнего смысл этих слов: «Бык – знак Машиаха, сына Йосефа, а осёл – намёк на Машиаха, сына Давида». Тем самым сказанное означает завершение работы не только самим Яаковом («И пришёл Яаков шалем (цельным) в город Шхем), но и завершение работы праотцев еврейского народа. Всё дальнейшее – «дела потомков».
Практический вывод даёт раби Симха-Бунем из Пшисхи: «В то время, когда еврея преследует опасность, можно и даже нужно беспокоить ангелов небесных!»
*так называется книга, написанная хасидским ребе, а по её названию – и сам автор.