"А на восьмой день обрезана будет крайняя плоть
его”
(Ваикра 12:3).
Заповедь обрезания в главе Тазрия, говорящей
исключительно о законах нечистоты, выглядит вырванной из контекста.
Более того, в тексте письменной Торы нет указания органа, на какой части
тела делать обрезание. Почему же мицва об обрезании дается именно здесь
и именно в таком виде?
Существует 49, то есть 7*7, уровней нечистоты и
обрезании, совершаемое на 8-й день, призвано вывести человека на
уровень, на котором нечистота не является преградой. Помехи восприятия,
создаваемые присутствием нечистоты, существуют на трех уровнях: на
уровне понимания, эмоции и действий в физическом мире. Этим трем уровням
помех соответствуют три уровня обрезания, которые должны исправить
сложившую ситуацию.
Для устранения преграды на уровне понимания Тора
говорит об обрезании крайней плоти ушей (Йирмияу 6:10). Уровень ушей
соответствует пониманию, то есть уровню Бина. На уровне эмоций это
обрезание на крайней плоти сердца (Дварим 10:16) соответствующее уровню
Зеир Анпин*. И, конечно же, для исправления физических действий
существует обрезание на уровне физического тела, соответствующее уровню
Малхут.
Интересно, что все эти три уровня присутствуют в
самом тексте Торы в виде букв разных размеров. Буквы в два раза больше
обычных, такие как Бэт в слове Брейшит – это уровень Бина (понимание).
Буквы обычного размера, то есть подавляющее большинство букв в тексте
Торы – уровень Зеир Анпин (эмоции). То, что большинство букв в Торе
находятся на уровне эмоций, еще раз подчеркивает, что основная наша
работа зависит от бесперебойной связи с эмоциями. И буквы в два раза
меньше обычных, такие как, например Алеф, в слове Ваикра – это Малхут –
уровень физического восприятия**.
Виленский Гаон отмечает, что все эти три уровня
исправляются Йосефом. Как же это происходит? Это видно из самого имени
Йосефа, данного ему фараоном. Фараон дал Йосефу новое имя – Цафнат
Панеах - ”открывающий скрытое” (Раши на Брейшит 41:45). Так же как
обрезание снимает верхний слой, чтобы дать доступ к внутреннему, так и
Машиах бен Йосеф открывает уровень внутреннего смысла Торы для доступа к
внутреннему миру человека.
_____________________________________________________________________________
* - Зеир-Анпин – духовный уровень, находящийся над нами,
являющийся для нас источником духовного снабжения
** - уровень физического восприятия – мальхут – убирание себя ради
получения высшего. Это и символизирует уменьшенная буква Алеф в слове
Ваикра
р. И. Гладштейн
|