Насо
ВСЁ пожирающая РЕВНОСТЬ
«И говорил Всевышний, обращаясь к Моше, так: «Говори сынам Израиля и скажи им: «Если чья-либо жена совратится и поступит с ним нечестно, и ляжет с ней человек с излиянием семени, и это было скрыто от глаз мужа её, а она осквернилась втайне, и свидетеля против неё нет, и не была она взята силой, а на него найдёт дух ревности, и будет он ревновать жену свою, а она осквернилась, или же найдёт на него дух ревности, и будет он ревновать жену свою, а она не осквернилась, то пусть приведёт этот человек жену свою к коhену и принесёт за неё десятую долю эйфы ячменной муки, но масла не возливает на неё и ароматной смолы не кладёт, ибо это дар ревности, дар памятный, напоминающий о провинности.»
Ба-мидбар, 5:11-15,23-24
Законы о еврейской жене, пробудившей ревность появляющиеся в настоящей главе, заслужили у мудрецов наименование сота. Листот означает отклоняться. И получается, что речь идёт об очевидно-резком отклонении от еврейских норм, даже если подозрения мужа беспочвенны.
Как нам кажется, Тора предлагает однозначно крайние меры (стирание написанного Имени и т. д.) ради решения проблемы ревности.
Отчего эта, в общем-то, «житейская проблема» заслуживает подобного к себе отношения?
Не ссылаясь на классику («Отелло» и др.), я воспользуюсь терминами современной психологии. Ревность (зависть) -- это тяжелейшее проявление корней эгоистического начала в человеке. Огонь ревности (зависти), пожирающий человека изнутри, -- это не просто бессмысленная трата вовсе не лишней психоэнергии (следует отметить, что лишней энергии просто не существует), а уничтожение всего позитивного, то есть самого фундамента личности.
Никакой спуск, если он в конечном итоге приводит к подъему, не был напрасным.
«Если же не осквернилась женщина и чиста она, останется она невредимой, и будет оплодотворяема семенем.» (Ба-мидбар, 5:28)
За каждую победу над собой человек получает жизнеутверждающий подарок Творца.