Очень часто можно услышать вопросы о мелочности,
буквоедстве, заземлённости и чрезмерной концентрации на материальном в
законах Торы. Другим словами, если Тора дана Всевышним для духовного
прогресса, то тогда почему такое количество законов (подавляющее
большинство) завязаны на манипуляции с материей?
Практически все законы Торы связаны с физическим
миром: надеть тфилин на руку, повесить мезузу на дверной проем, не
обрабатывать землю в седьмой год и так далее. Законов, связанных с тем,
что нужно во что-то верить или придерживаться определённой точки зрения,
очень и очень мало. Книга Зоар говорит, что большинство законов главы
Мишпатим - это описание процессов, связанных с реинкарнацией душ. Так
почему же не написать об этом открыто, а не через намёки о рабе,
выходившем на свободу через определённое количество лет?
Недельная глава Мишпатим, следующая сразу за главой о
даровании Торы - самой яркой вспышки света, после которой, казалось бы,
было правильным поговорить о чем-то возвышенном, обсуждает те законы,
которые обычно воспринимаются как фрагменты уголовного и гражданского
кодекса. В этом наборе есть законы о непреднамеренном убийстве,
компенсации упавшему в яму, законы погашения долгов и так далее.
Большинство людей на собственном опыте знают, что
гораздо легче понять самому и объяснить другим, как совершать какие-то
сложные действия, не давая теоретическое объяснение какому-то явлению, а
непосредственно совершая это действие. Другими словами - очень тяжело
научиться плавать или ездить на велосипеде, пользуясь каким-нибудь
детальным руководством. Но, с другой стороны, овладев той же ездой на
велосипеде, уже невозможно забыть, как это делается.
Дело в том, что процедурная память (раздел памяти,
отвечающий за рефлексы, навыки, движение тела, то есть за сохранение
информации о том, как делать) практически не имеет ограничений по своему
объёму и длительности. Декларативная же память (раздел памяти, хранящий
факты и связи между фактами, другими словами, смысл и наполнение) не
обладает такими качествами и вследствие этого такая информация легко
забывается.
Это одна из причин, по которой изучение алахи и
воплощение в жизнь всех требуемых алахой деталей является предпосылкой
для углублённого понимания. Человек, не умеющий плавать, по определению
не знаком со всеми ощущениями и особенностями плавания.
р. И. Гладштейн
|