Что есть Творение?
«Ради Рейшит
сотворил Всесильный»
Бе-рейшит 1:1
Слово Творение на первый взгляд вполне адекватно передает смысл ивритского глагола «бара – сотворил». Вот только на первый.… Ведь творение подразумевает появление чего-то из ничего. Но из ничего не может получиться ничего! Этот незатейливый (только на первый взгляд!) философский принцип абсолютно незыблем. Но как тогда прикажете понимать глагол творить?
Начнем с классического анекдота. Почти отчаявшийся преподаватель дает студенту-двоечнику последний шанс: «Какое стихотворение посвятил Александр Сергеевич Пушкин Анне Петровне Керн?» - студент неуверенно: «Люблю тебя, Петра творенье»?
И вообще, появление чего бы то ни было в нашем мире, подразумевает его изначальное наличие. Например, появление «Закона всемирного тяготения» имеет своей причиной не тривиальное яблоко, вовремя свалившееся на будущего сера Айзика (Исаака в просторечии), а закон природы, действовавший и до открытия Ньютона. А появление новых идей и произведений физики «нагло» связывают с информационным всепроникающим (в смысле человеческих голов) полем.
Но, отбросив шутки (и при этом, не теряя чувства юмора) попробуем в свете еврейской традиции и разума разобраться с Шестью Днями Творения. Первая подсказка – Шабат составляется из шести будничных[1] дней. А развитие сюжета Творения сводится к разделению Сущего на части. Сначала Рейшит на Шамайм (цель, шам-там, тамошнее, не здешнее) и Арец (средство, стремление). Дня на Свет и Тьму, на верхнее и нижнее, на сушу и моря…
Таким образом, предлагается увидеть в Творении процесс разделения Его Замысла («махшевет ґабрия») на части, доступные восприятию человека, задача которого сложить их воедино, став соАвтором того необыкновенного, что есть Его Любовь. А ивритские слова, несущие эту идею хефец и давар, переводимые на русский совершенно обезличено - вещь, объект.
В то время как хефец означает также желание, а давар - это, конечно же, и дибур – сказанное, изреченное. Собственно, все Творение, это желание (хефец) Творца, выраженное с помощью информации (дибур), которую требуется уяснить, дабы стать Партнером. А перевод первых слов Торы «по-нашему» звучит: «Ради Рейшит (Изначальности, Цели всех Целей) разделил Всесильный на Цель и Средство»
[1] Об уровне Шабат Шабатон можно узнать из комментария рава Лунчица в статье «Три лика нашего Я»