Шмот
Абсолютность доброты
(просил, требовал) его умертвить. И взяла Ципора острый нож
и обрезала орла сына своего, и коснулась ног его [Моше] и сказала:
"Неужели нужна тебе кровь?" И отпустил его [Всевышний], тогда сказала она:
"Нужна тебе кровь – [кровь] обрезания" Шмот (4:24 – 26).
И снова мы встречаем проблему Цели и Средства. Как и всегда, у праведников она стоит чрезвычайно остро. Моше отправляется в Египет с величайшей из миссий, по дороге у него рождается второй сын – Элиэзер, и Моше, торопясь исполнить волю Творца, не использует предоставленный ему шанс - "стоянку", и не торопится сделать своему сыну обрезание на восьмой день.
Мидраш сообщает, что Всевышний хотел "прибрать" Моше ещё до захода солнца, с тем чтобы Моше ушёл из этого мира "чистеньким" - абсолютным праведником. Ведь восьмой день не завершился, а, следовательно, смерть Моше произошла бы в момент, когда закон об обрезании на восьмой день ещё бы не был нарушен.
Вот только речь ведь идёт о Моше-Рабейну
Да, конечно, в "аналогичной" ситуации Всевышний заботится о Ханохе, забирая его совсем молодым, едва трёхсот лет от роду.
Но одно дело "библейский" допотопный Ханох, а совсем другое – наш Моше, ведь Пятикнижие – Моисеево!
Рав Шимшон Рефаэль Ґирш лишает нас иллюзий, прямо заявляя, что у Всевышнего нет никаких ограничений: "Реализация планов Творца не зависит от человека – ни от какого человека, даже не от "человека Моше".
Если соединить сказанное мудрецами в мидраше (и сделанное Всевышним для Ханоха) с комментариями рава Ґирша, то получается решение проблемы "Цель и её средство" на уровне Творца.
Единственное, о чём "беспокоится" Создатель – это личное счастье сотворённого. И никакие идеалы и сверхцели не могут Ему помешать. Потому личное счастье Моше важнее Моисеева Пятикнижия!
Для тех из наших читателей, кто, прочитав предыдущие строки, горестно вздохнул и подумал: "Ну и где оно это счастье, когда кругом…". История (не дай Б-г не вместо, не вместо):
Жили-были два брата. Работали оба сторожами. Старший получал прекрасную зарплату, а младший всё отказывался, объясняя, что он уже свыкся и менять ничего не желает.
Тогда старший, пользуясь доверием брата, стал заходить в его смену и красть. Обнаружив хищение, хозяин, естественно, потерял остатки человеческого облика, но, поскольку знал сторожа как честнейшего человека – не уволил его. Старший же брат, видя, что ничего не произошло, взяв "награбленное", принёс и выложил его прямо на стол хозяину своего брата, присовокупив: Всё это я украл благодаря моему брату, в его дежурство". Понятно, что младшего брата, несмотря на его вопли о непричастности, тут же уволили. Он некоторое время пребывал в депрессии, но жизнь продолжалась, и он, наконец, поддался на уговоры брата и устроился на работу, где служил его брат. Прошёл год, младший оценил все преимущества новой работы и тогда старший открыл ему, каким именно способом ему удалось перетянуть брату на свою работу.
Младший со слезами на глазах благодарил старшего брата за самоотверженную братскую заботу. И тогда старший спросил: А как бы ты отреагировал, стань эти факты известны тебе, в день твоего увольнения?!"
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: