Вайехи
Что наше?
«…два сына твоих, рожденных у тебя в стране
Мицраим до прихода
моего к тебе в Мицраим,
мне они. Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон
будут для меня. А рожденные тобой, которых
родил ты после них по имени своих братьев будут
зваться в наделе их… И увидел Исраэль сыновей Йосефа,
и сказал: кто
эти? И сказал Йосеф отцу своему:
сыновья мои
они, которых дал мне Всесильный».
(Бе-рейшит, 48:5-6, 8-9)
Удивительный вопрос Яакова: «Кто эти?» после
объявления Эфраима и Менаши ветвями в Израиле заставляет «напрягаться» многих
комментаторов. Я хочу предложить вашему вниманию хасидскую интерпретацию «от»
рава Моше-Тувии Беренштейна. Ее можно начать с весьма известной истории о немецком
еврее, бывшем в середине XVIII века
министром финансов главы мелкого немецкого княжества. Князю доложили (мир не
без добрых людей), что у грязного еврея денег больше, чем у самого князя. Тот в
ультимативной форме потребовал у придворного еврея точные сведения о размере
его состояния. Обнаружив, что еврей заявил смехотворную сумму в двести тысяч,
князь заключил еврея в тюрьму. Допрашивая его в качестве арестанта, он получил
следующее объяснение – все мои деньги, два миллиона, были не моими, что и
доказал князь, забрав все мое имущество. Но двести тысяч, отданных на цдаку, никто
не может у меня отобрать и они все мое состояние!
Утверждение нашего праотца Яакова: «Эфроим и Менаше…
будут для меня, а рожденные тобой… по имени своих братьев будут зваться»
означает… исчезновение имени Йосефа. Лишь то может дать нам Вс-вышний, от чего
мы способны отказаться! И потому вопрос Исраэля: «Кто эти?», чей смысл: «понимаешь
ли ты, что в этом мире нам не принадлежит ничего», приводит Йосефа к
отказу-признанию: «которых дал мне Вс-вышний через это». "Через это" - сказанное тобой, отец,- говорит Йосеф - привело к осуществлению принципа: все «наше» - Его подарок! Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:
|