И простёр Аhарон руку свою с посохом, и поразил почву земную, и появились вши на людях и на животных: вся земная почва стала вшами по всей стране египетской. И делали то же волхвы чарами своими [пытаясь] произвести вшей, но не могли…. И сказали волхвы фараону: «Это перст божий» Шмот, 8:13-15
Реакция египетских аксакалов на третью казнь из ряда вон выходяща. Вши, посланные Творцом заставляют их «расписаться в полном неумении» и признать наличие Первопричины! Отчего испортить воду, сделав её подобной крови, и вытворить дохленьких жаб они смогли, а перед мелкими вшами спасовали?! Ответ мудрецов поразителен – оттого, что они мелкие!
Иллюзии всегда масштабны, под стать желаниям. Представьте себе студента-лентяя, который мечтает оценку 63 переправить на… 67! Фи, мелко! Вот именно. Никто не беспокоит Всевышнего по пустякам, кроме… абсолютных праведников. Они ощущают то, о чём известили нас мудрецы: «организовать» «случайную» встречу двух индивидуумов сложнее, чем устроить самое большое чудо.
Знаменитый еврейский праведник раби Зюся из Аниполя имел обыкновение, вернувшись из синагоги, ещё часа два посвящать молитве сердца. Вслед за этим, ощутив голод, он обращался к Всевышнему со следующими словами: «Готеню, Зюся проголодался, пошли, пожалуйста, Зюсе еду». Услыхав эти слова, секретарь раби Зюси вносил поднос с завтраком.
Так продолжалось долгое время, пока секретарю не стало обидно, что его, готовившего и приносящего еду, практически не замечают. И он решил, что этим осенним утром раби Зюсе придётся долго просить Всевышнего, а затем вспомнить о нём, маленьком еврее, без которого завтрака не будет!
Ранним утром того самого дня раби Зюся, как всегда, отправился на молитву. Следует отметить, что вид у него был самый, что ни на есть, непочтенный. Маленький, щупленький еврей, бедно одетый, торопился на молитву, смешно стараясь при этом не попасть в многочисленные лужи и не застрять в непролазной грязи. Забавность маленького еврея так развеселила идущего навстречу гвира-неместного богача внушительных размеров, что он, сам не зная почему, решил сыграть с ним злую шутку. Когда, естественно, неузнанный Зюся перебирался по перекинутой доске через очередную канаву, гвир чуть качнул доску, и очень долго смеялся, глядя, как еврейчик полетел вверх тормашками в грязь, а затем потешно отряхивался, напрасно пытаясь вернуть своему нищенскому туалету хоть немного опрятности.
Утреннее приключение настолько позабавило гвира, что он продолжал весело смеяться, заходя в гостиницу, где остановился. Хозяин, спросив о причине хорошего настроения, был тут же награждён историей о летевшем в грязь вверх тормашками нелепейшем еврейчике. Задав несколько наводящих вопросов о внешности, хозяин гостиницы сказал не перестававшему хохотать гвиру, что еврей, с которым он сыграл свою злую шутку, был не кто иной, как знаменитый раби Зюся.
Ужас, охвативший незадачливого богача, сравним разве что с его неизбывным весельем. Белый как стенка, с трудом ловя бескровными губами глотки воздуха, он едва смог выдавить из себя: «Что же теперь делать? Как вымолить себе прощение??»
Хозяин постарался успокоить клиента, сказав, что раби Зюся добрейший из праведников, и наверняка простит «шутника», в особенности, если тот использует следующую возможность. Как известно, раби Зюся завтракает очень поздно, и если поторопиться, то ещё можно успеть принести ему роскошный завтрак, который он, хозяин, не преминет приготовить.
Сказано – сделано. Представьте себе: позднее утро, скорее даже полдень. В приёмной раби Зюси сидит заранее предвкушающий удовольствие секретарь. И вот раздаётся долгожданное: «Готеню, Зюся проголодался, пошли ему, пожалуйста, еды». Секретарь ехидно улыбается и шепчет: «Проси, проси, но пока не попросишь меня, ничего не будет!» И в этот самый момент распахивается дверь, и богато одетый господин вносит на подносе роскошный завтрак. Опустим занавес над финальной сценой, дабы не овладело нашими сердцами чувство глубоко удовлетворения.
Идея невластности чародеев и всяких прочих экстрасенсов над «маленькими» иллюзиями многозначима и глубока. Как пример – «масенькая ложь». Отдаём ли мы себе отчёт, что ложь не бывает маленькой? Ложка дёгтя превращает бочку с мёдом в абсолютно несъедобное месиво. Девяносто девять процентов истины означают подчас абсолютную ложь – в случае с номером выигравшего билета, например.
Но важнейший для нас урок третьей казни связан с пониманием того, что «с точки зрения Всевышнего» не существует иерархии. Как сказано у мудрецов: «Всякий раз, обнаруживая величие Создателя, ты нашёл Его скромность». Его Скромность – сокращение размеров происходящего до уровня нашего восприятия. И мы привычно ассоциируем что-то немыслимо большое, что Всевышний ради нас помещает во что-то столь малое, что нами воспринимается. Например, Йерушалаимский Храм.
Вот только у Микдаша были и существуют поныне конкуренты. Всякого рода «измы» идеологий и философско-этических теорий, не считая систем духовного самоусовершенствования и традиционно-проверенных рецептов седой (не рано поседевшей!) древности.
Существует всего одно измерение, где все религии, секты и течения неконкурентоспособны. Это фундамент, на котором покоится привычная картина мироздания – это микромир! Элементарные частицы, которые я позволю себе на правах дилетанта от физики ассоциировать с энергией (или прямым вмешательством Творца), недоступны нашему временно-пространственному взгляду на вещи.
Мудрецы на уровне hалахи определяют яйца вшей как минимальный объект, доступный человеческому взгляду… на жизнь.
Третья казнь, следовательно, позволяет «определить» как скрытое чудо то, на чём зиждется естественный и привычный порядок вещей. Если перейти в плоскость человеческого Бытия, то вышесказанное означает, что жизнь каждого индивидуума – непревзойдённый шедевр Всевышнего, адекватно воспринимать который способны лишь абсолютные праведники, понимающие значение «мелких» деталей и способные соединять «незначительные» части в захватывающие дух, поразительные Шедевры Создателя.