Хукат
Верхний и нижний Змеи
«И сделал Моше змея медного и повесил
его вверху, и было, если кусал змей человека,
и смотрел на медного змея, и жил»
(Бе-мидбар, 21:9)
РаШИ приводит мидраш (из Трактата «Рош ґаШана», 29:1): «разве змей умерщвляет?! Но когда Израиль смотрели вверх и подчиняли свое сердце Отцу, который на Небесах, исцелялись».
Рав Моше Вальфсон задает естественный вопрос: но если дело исцеления укушенных в обращении к Создателю (Небесам), то зачем сделанный Моше Рабэйну медный Змей?! Свое объяснение рав Вольфсон строит на известном мидраше (Трактат «Брахот», 33:1) о раби Ханина бен Доса, который, подняв змея, умершего от того, что укусил раби Ханину, приносит его в бейт мидраш со словами: «Змей убивает? Промах убивает!». Параллель очевидна – то же «учебное пособие» - поднятый вверх змей. Кстати, рав Моше Вольфсон имеет вопрос и к этому мидрашу: отчего змей кусает раби Ханину, ведь на первый взгляд, раби Ханина должен был просто не пострадать?!
Ответ на оба вопроса строится на сказанном в Трактате «Бава Батра» (16:1): «Змей, он же сатан (обвинитель), он же ангел смерти. Он соблазняет, обвиняет и казнит».
Нам осталось лишь со ссылкой на книгу «Зоґар» определить «кто здесь причина, а кто следствие»? Книга «Зоґар» объясняет, что ангел смерти сидел верхом на Змее, совратившем первую супружескую пару. Получается, что «программа» смертности человека была причиной его соблазнения. А значит, раби Ханина бен Доса, не имевший даже косвенного отношения к промахам (хатаим), был не просто защищен от нижнего змея. Раби Ханина лишил верхнего Змея (ангела смерти) его жизненной силы – не давал ему «питаться» из жизненной энергии, даваемой человеку Вс-сильным. Попросту убив собственного ангела смерти (уморив его голодом!)!
Понятно, что учебное пособие Моше показывало (давало увидеть поколению, родившемуся в пустыне) в чем причина их земных укусов. И тшува евреев исцеляла их!