Беґаалотха
Праздник Устной Торы
«И говорил Всевышний Моше сказать:
Говори с Аґароном и скажи ему:
При поднятии свечей напротив Меноры,
светить будут семь свечей»
Ба-мидбар, 8:1—2
Мудрецы усматривают в повелении Аґарону зажечь Менору намёк на праздник Ханука: «Когда увидел Аґарон приближения глав ветвей, открывающие работу Мишкана, ослабло его сознание – из-за того, что не был с ними в этом «открытии» Мишкана – ни он сам и ни его ветвь. Сказал ему Всевышний: "Клянусь, твоё больше, чем у них, ты зажигаешь… свечи [Меноры]"».
Преимущество Аґарона – в вечности им начатого. Приближения глав ветвей существуют, пока существует Храм, а ханукию – напоминание о зажигании Меноры – мы зажигаем и в галуте, когда Храма нет.
Приведём ещё один мидраш. Он прямо связывает мицву Меноры с Ханукой и объясняет тем самым, отчего чудо победы над греками (физический аспект чуда Хануки) было раскрыто именно через чудо масла (духовный аспект чуда Хануки), а не каким-нибудь другим, не менее чудесным способом1:
«Сказал Антиох Эпифан своим воинам: "Пока они [евреи] зажигают Менору, они непобедимы"».
Таким образом, мы вышли на базисный вопрос: что особенного в мицве о зажигании Меноры, что делает её столь значимой для хода исторического процесса?
Очевидно, что каждая из шестисот тринадцати заповедей Торы имеет индивидуальные (неповторимые) особенности. Доказательство тому – отсутствие одного из законов (или даже части закона) делает Тору неполной, несовершенной. И наш вопрос: в чём особенность закона о Меноре, из-за которой он становится несхож с остальными шестьюстами двенадцатью приказами?
Ответ отличается удивительной глубиной – во всех мицвот Торы мы ответственны за исполнение, в мицве Меноры – за результат!
Во всех мицвот, кроме Меноры, существует строгое «разделение обязанностей» – мы выполняем приказ, а Всевышний «ответственен» за результат. Кашрут, тфиллин, Шабат, брит-мила – все остальные, за единственным исключением, мицвот построены по принципу Мишкана: «сделайте мне Микдаш и буду находиться среди вас», – мы делаем, а Всевышний дарит нам Свою близость. Про Менору сказано: «Светить будут семь свечей», – то есть мы ответственны не за зажигание, а за Свет! Мидраш, объясняющий особенность закона о Меноре, говорит следующее:
«Разве нуждается Он в её [Меноры] свете? А лишь для того, чтобы быть свидетельством присутствия Шхины в Израиле».
Обратим внимание, что вопрос мидраша – нуждается ли Всевышний в свете Меноры – мудрецы могли задать о любой повелительной мицве Торы. И ответ о свидетельстве присутствия Создателя – это прямое Свидетельство Результата. Ещё один мидраш мудрецов говорит об особой форме окон Храма. Они были подобны бойницам – узким внутри и расширяющимся наружу, ведь их назначением не было пропускать свет в Залу Храма. Наоборот – светить изнутри (свет Меноры) и освещать весь мир. Непобедимость евреев, о которой говорят мудрецы в мидраше об Антиохе – это связь Израиля с Целью Творения, с Результатом. Также как, в принципе, невозможно, что в будущем Цель Творения не будет достигнута, так и уничтожение нашего народа – носителя функции достижения Результата (его символом и является мицва являть миру свет Меноры!) невозможно!
Теперь мы можем ответить на оставшиеся неотвеченными вопросы о вечности Меноры и о том, отчего именно с её светом был связан духовный аспект чуда Хануки. Претензии греков к евреям родились в начале галута, то есть с исчезновением пророчества. Именно об этом говорит известнейший мидраш об Александре Македонском, преклоняющем колена перед Шим'оном Праведником из последних участников Великого Собрания (Кнессет ґа-Гдола). Невозможность для греческой мудрости противостоять иудаизму была обусловлена наличием пророческого видения2 – уровня Письменной Торы. Любые ложные выводы нашего разума, столкнувшись с возможностью просто увидеть Истину, немедленно теряют право на существование. Поэтому всё время, пока были пророки в Израиле, не могла греческая мудрость оспаривать Тору. Коленопреклоненный Александр Великий – это олицетворение превосходства пророчества (её символ – заседавший с последними пророками Шим'он ґа-Цадик) над греческой мудростью.
Окончание эпохи пророчества знаменовало собой начало галута – тьмы, спустившейся над миром. И претензия греков к евреям, сформулированная мудрецами: «Сказали греки евреям: "Напишите себе на роге быка: нет у нас части во Всесильном Израиля!"», – означает, что в духовной темноте впервые возникла претензия к евреям, что их Б-г – выдуманный, подобный всем остальным богам!
Образы мидраша расшифровываются следующим образом: бык – это повсеместность, его рог – это то, что выше быка, но всё же является его частью. Общий смысл мидраша: утверждают греки, что единственное, что выше человека, – это его человеческие мечты, фантазии, желания, которые, тем не менее, – лишь часть самого человека. И потому их боги-олимпийцы – сварливая семейка, почти как люди, но со сверхвозможностями, а евреи, соответственно, – не часть чего-то большего, а обычные люди!
И если уровень Письменной Торы свидетельствовал сам за себя, то Тора мудрецов нуждалась в доказательстве того, что она естественное продолжение Торы Письменной в нашем мире. Обыкновенное чудо стало бы единовременным свидетельством в пользу Всевышнего. Но как мы уже говорили3 , один из недостатков чуда – ограниченность его влияния во времени. Вспомним, что назначение света Меноры – «быть свидетельством присутствия Шхины в Израиле». Преимущество акта зажигания Меноры Аґароном перед актом приближений глав ветвей состоит также и также в продлённости света Меноры – через Хануку.
Теперь мы способны понять суть Хануки. В начале нашей главы «закодированы»4 Ханука и её реализация (кстати, одно из значений слова «Ханука» – именно «задействование», «реализация»). В ходе истории чудо Хануки – бесспорное свидетельство того, что Тора мудрецов есть естественное продолжение, реализация Торы Письменной на уровне галута. Свет Хануки – отсвет Меноры – свидетельство Истинности Устной Торы, свидетельство раскрытия Шхины через народ Израиля в самые темные периоды истории.
Давайте снова повторим: необыкновенность чуда Хануки в его «заложенности» в начале главы «Бе-ґаалотха» и в его реализации (Ханука!) в начале галута, когда впервые возник вопрос богоданности Устной Торы.
Появление через мудрецов нового праздника, относящегося исключительно к Торе Устной5 , но, тем не менее, заложенного в Письменную Тору (25-е слово в Торе – ор – свет, 25-я остановка Израиля в пустыне – Хашмона, аллюзия на Хашмонаим) означает преемственность Торы мудрецов и спуск Торы в самые нижние (тёмные) слои Бытия, в соответствии с Целью Творения.
1Сказано равом Шером в 1950 году, в беседе на тему текущей недельной главы «Бе-ґаалотха».
2Необычайность чуда масла в его… необязательности. По закону, при отсутствии ритуально чистого масла зажигают свечи Меноры… ритуально нечистым маслом!
3Подробнее об Уровне Письменной Торы и утрате его народом Израиля смотрите часть II, глава «Ки тиса» и «Знакомьтесь – еврейство!», часть I.
4 Смотрите «Знакомьтесь – еврейство!», часть I, глава «Что плохого в чуде?».
5 Кстати, компьютерное исследование текста обнаружило всю (!) исчерпывающую информацию о Хануке именно в этом месте Пятикнижия!