Шмот
Корень, ствол, ветви и плоды
«Ведущий счёт звёздам, всех по имени называющий»
Теґилим,147:4
Семьдесят душ, спустившихся в Египет, – «официальное открытие» книги нашего народа. И вопрос, на который мы попробуем очень коротко ответить, – как соотносится это число с 12-ю коленами, завершением книги «Бе-решит» и с шестьюстами тысяч получивших Тору.
Мы начнём построение соответствия с числа Один и с убирания христианского перевода слова шэвэт-ветвь как «колено». Точка отсчёта – праотец Яаков. Он – тот корень (завершение работы праотцев), от которого идёт ствол Древа жизни еврейского народа. Маґараль отмечает, что Яаков (как и полагается числу Один) не счётен, и потому его нет в числе семидесяти спускающихся.
Двенадцать колен – это разделение общего корня на основные составляющие силы трёх измерений: пространства, времени и души. Двенадцать знаков зодиака, так же как и двенадцать ворот Первого Храма (нашей души), дают представление об этих силах во времени и в нашей душе. Мы же вслед за раби Авраґамом бен Давидом (Раавад, комментатор РаМБаМа) проведём параллель в оставшемся пространстве.
Реувен – сила зрения, Шим’он – сила слуха, Йеґуда – сила речи, Ашер («жирность хлеба») – сила пищеварения, Звулун («на берегу будет обитать», «счастлив Звулун при выходе») – сила движения, Дан – сила гнева («змей на дороге»), Нафтали – сила смеха («удовлетворённость»), Иссахар – сила размышлений, Биньямин – сила сна («в межплечье обитает»), а Йосеф и Леви – сила обоняния («кладут благовония в ноздри твои»). (Увы, до сих комментарий Раавада к книге «Йецира».)
О числах 70 и 600.000 скажем следующее. 7 – это форма, а умноженная на 10 (полнота, совершенство), даёт совершенство формы – идеальный зародыш еврейского народа. Отсюда же идёт наша нерастворимость (неизменность формы) в Египте.
Раби Авраґам ибн Эзра в своём комментарии на Пятикнижие объясняет, что ревава – десять тысяч – наибольшее из чисел, имеющих собственное имя. Отсюда шестьдесят рибо – это 6*10 – полнота этого мира, умноженная на наибольшее число, даёт максимальную заполненность этого мира.
Рамхаль пишет («Путём Древа Жизни»): «Корень всякой еврейской души – в Торе, и существует шестьдесят рибо (десятитысяч) объяснений к Пятикнижию. Соответствуют они каждой еврейской душе».
Всё, что нам остаётся, – это пожелать всем евреям отыскать своё в Торе, и через 600.000 выйти на 70, чтобы выйти на 12, чтобы раскрыть Один.