Перейти на страницу: 1 2
Шмини
Подъем из Египта
Неожиданная концовка главы «Шмини»
Первые главы третьей книги Пятикнижия, то есть «Ваикра», «Цав» и «Шмини» создают некий триптих, такое триединство. Поскольку, так или иначе, праздник Песах связан, по крайней мере, с двумя из них. Одна предшествует, вторая находится сразу после. И именно с вопроса к недельной главе «Шмини» мы и начинаем, и выйдем через этот вопрос прямо на самое начало. Придётся «подняться» нам с вами в Ган Эден, в тот самый Эденский сад, где обитал в гордом одиночестве первый человек, и вот именно оттуда мы уже и проследуем в лель ґа-седер.
Недельная глава «Шмини» детонирует следующий вопрос. Первые десять параграфов книги «Ваикра» предсказуемы, поскольку книга коґенов, и ежели вторая книга Пятикнижия завершалась (и это был Исход, мы сейчас это будем цитировать) построением переносного Храма Мишкана, и использованием его для создания близости между Вс-вышним и Творением – задача Храма, то третья Книга, Книга коґенов, начинается весьма ожидаемо, естественно, законами, связанными с приближениями, со всем тем, как реально должен быть использован Храм уже на практике. И первые десять параграфов, почти до конца третьей главы «Шмини», нас не удивляют, только одиннадцатый параграф, которым завершается эта глава «Шмини», вот он как бы выходит за рамки темы, которую мы ожидаем увидеть в третьей книге Пятикнижия.
Почему она не начинается с новой главы, почему она завершает эту главу? И тема, о которой мы и говорим сейчас, это чистота и нечистота животных. В смысле, что можно кушать и чего нельзя кушать. И этот вопрос не связан, на первый взгляд, или, по крайней мере, связь не прямая, с работой в Мишкане. Понятно, что человек, который осквернится, но это будет уже нечистота человека, о ней как раз будет после главы «Шмини», это уже будет глава «Тазриа», вот там будет о нечистоте, и там знаменитый РаШИ задаст вопрос: а почему нечистота животных предшествует нечистоте человека? Ведь при всём нашем уважении к малым сиим, животные всё же менее значимы, чем человек.
Завершая тему нечистоты животных, появляется и любимая нами свинья, и верблюд, и даман, и членистоногие, и ползучие гады, семейство некошерных птиц, коих имеется ровно десять, мы говорим о том, что завершает Вс-вышний все эти слова о чистоте и нечистоте животных неким резюме духовным. По сути, сама Тора объясняет нам, почему оно здесь появляется, и для чего Вс-вышний говорит нам о чистоте и нечистоте животных. Я вам почитаю в переводе на русский язык. «Всякий ходящий на животе, всякий ходящий на четырёх, не делайте отвратительными души ваши всем ползающим (короче, всеми этими гадостями), и не оскверняйтесь ими, потому что (и это вот то, к чему я вас подвожу) Я, Вс-вышний, источник всех ваших сил, и выделитесь, то есть кдошим будьте, и будете кдошим, будете выделенными, потому что Я Кадош, – говорит Вс-вышний, – и не оскверняйте ваши души всем ползающим, которое ползает на земле». Это 44-й пасук, теперь 45-е предложение. «Потому что Я – Вс-вышний, поднимающий вас из страны Египет, чтобы быть для вас Элоким, и будьте выделенными, потому что выделен Я».
И вопрос связан с этим предложением и с акцентом. Вы, наверное, не заметили, как и я никогда не замечал, и не «выведший вас из Египта», нет, «и поднимающий вас из Египта», это другой глагол! Мы всегда привыкли к выходу, к Исходу. Как это, поднятие из Египта? Исход из Египта! Почему поднятие из Египта? И для того чтобы этот вопрос стал более выпуклым и значимым, он, конечно же, становится более глобальным, если мы вспомним о том, а что такое, Исход из Египта. Вот Исход из Египта, он же не для того, чтобы выйти из Египта. И потому что продолжает сюжетно Исход из Египта? Ответ: конечно же, построение Мишкана. Потому что евреи не меняют фараона на Вс-вышнего, чтобы сменить хозяина, они меняют эту «бесцельную» работу на фараона на сверхвысокооплачиваемую. Она не бесцельная, но в каком-то смысле, если её сравнить с работой на Вс-вышнего, то какое может быть сравнение? И вот эта работа на Вс-вышнего непосредственно связана именно с Храмом, то есть с проникновением духовного в материальное, и вот это как бы апофеоз Исхода из Египта. И потому вторая книга, книга Исхода, по тематике своей, чем завершается? Ответ: построен переносной Храм, и слава Вс-вышнего, присутствие Вс-вышнего наполняет сердца евреев, как и положено. Мы сделали своё усилие, а Вс-вышний стал обитать среди нас – так, как было обещано. И дальше третья книга Пятикнижия, вот эти десять параграфов, они в каком-то смысле продолжают эту тему Исхода из Египта. Каким образом? А как работать в этом Храме, как сделать вот это присутствие Вс-вышнего, не дай Б-г, не единоразовым, а постоянным? И ведь цель Исхода была именно в этом присутствии Вс-вышнего, которое стало возможным теперь в этом мире. И в этом главная наша работа на Вс-вышнего.
Но при этом Вс-вышний, объясняя задачу рукотворного Храма, говорит не так, как Он говорит здесь. И мы повторим сейчас то, что мы уже сказали, но вначале, резюмируя тему Храма, того, для чего он возводится, говорит Вс-вышний следующее (это недельная глава Тецавэ из второй книги, из книги Шмот, 29 параграф, 16 предложение): «И узнают, что Я – Вс-вышний их (имеется в виду Вс-вышний Израиля), который вывел вас из страны Мицраим, дабы находиться среди вас». Ну, всё понятно, то, что мы и сказали, то есть целеназначение Храма, понятно. Но это именно Исход из Египта, это уход от Египта. Что значит «поднял»? Почему, завершая главу Шмини, третью главу третьей книги, Вс-вышний поднимает вообще тему нечистых животных – что можно кушать, чего нельзя кушать, и всё это для чего? Чтобы выделить нас, и не вывести нас из Египта, а поднять. А вот это совершенно разные глаголы. Одно дело – уйти из Египта, а другое дело – подняться. То есть это прямой намёк на некую духовную высоту, которая, вопреки ожидаемому, становится нашей не потому, что мы вышли из Египта, а потому что станем не кушать запрещённых животных.
Подъем над землей
И это не моё мнение, это РаШИ. Как и всегда, рав Шломо сын Ицхака, вот там, где и звучат вот эти удивительные слова про подъём из Египта, РаШИ приводит мнение раби Ишмаэля – тана, наш учитель. И он говорит следующее. Это наш путь к лель ґа-седеру. Мне это, как математику, очень приятно, что мы начинаем с некой высоты, с некоего теоретизирования, и, в конце концов, окажемся удивительным образом именно в лель ґа-седере и в глубоком понимании, а что такое лель ґа-седер. Итак, РаШИ приводит мнение раби Ишмаэля, читаем. «Даже если бы поднял вас только из-за непоедания ползучих и членистоногих (в переводе я немного утрирую), достаточно было бы». То есть понимаете, что хочет сказать РаШИ, ссылаясь на раби Ишмаэля? Что вот этот удивительный Подъём из Египта вопреки просто Исходу из Египта – это прямое следствие запрета пачкать свои души всеми этими членистоногими и прочими ползучими гадами. Мы вспомним о коронавирусе, который, как вы помните, начинается именно с вот этих вот ползучих водяных змей и прочих летучих мышей.
А давайте пойдём чуть-чуть дальше. Получается, что глагол «поднимание» связан не с Исходом из Египта, а с тем, что мы не едим всяких гадостей? Как это может быть? И вот здесь следующая наша остановка будет, как я и обещал, в Эденском саду. И чем занимался там единственный обитатель этого самого сада? Пока ему было скучно, то есть пока у него не появилась жена? Ответ: он называл вещи своими именами. Причём не только и не столько объекты, а именно объекты животного мира. То есть он говорил: вот ты, самое крупное сухопутное животное, твоё подходящее название – пиль, что указывает на из ряда вон выходящесть, чудесность вот этого крупнейшего сухопутного животного, слона. И так далее. И воробьишка (те, кто с нами учится, должен это помнить) был назван удивительным словом «свободный» – дрор.
То есть что делает первый человек? Он даёт определяющие характеристики. Для нас с вами определяющая характеристика вовсе не человек, потому что человек – это общая вещь. Если вы говорите о воробьишке, который беспаспортный бродяга в человечестве, даже гнёзда не вьёт, и вообще как-то не ассоциируется с каким-то местом, не случайно называли в русском великом шовинистическом народе России пархатыми – воробьёв, ну, действительно, порхают себе, где угодно, и вообще «беспачпортные» Мы, вспоминая о евреях, вспоминаем о них всегда не как о человеках, потому что все – люди, все – человеки, а как о части Израиля. А вот это уже претензия. Как только мы обозначаем еврея как часть Израиля, мы даём ему некую дополнительную функцию, и вот эта характеристика и позволяет понять назначение, функцию.
И когда первый человек, ещё до появления своей лучшей половины как отдельного существа, они ещё были соединены в этот момент, занимается вот этим удивительным поименованием. Я хочу это ассоциировать с Исходом из Египта. А что такое Исход из Египта? А это отмежевание, это когда мы уходим из-под власти себялюбия. Вопрос: куда уходим и для чего уходим? Ответ: из власти себялюбия мы уходим, чтобы, естественно, работать на Вс-вышнего, чтобы наполнять, насколько это мы можем в соответствии со своим духовным уровнем, этот мир Его присутствием. И когда первый человек характеризует, даёт характерные черты того или иного животного, что он, по сути, делает? Он, кроме этого объекта животного мира, даёт абстрактную, я бы сказал, трансцендентную, задачу, которую решает каждое животное в этом мире. Ассоциация – экология. Как мы знаем, уничтожение того или иного вида чревато для экологии.
Таким образом, я уже перебросил смысловой мостик от работы первого человека (а их там было две работы, сейчас будет вторая) там, в Эденском саду, вот это поименование, называл вещи своими именами, определение сути, а суть выходит за рамки объекта, она над объектом, как и полагается цели. И когда мы говорим о выходе из Египта, то у меня получается такой смысловой мостик. То есть что такое выход из Египта? Выход из рамок, из заданности, из очевидности и понятности. Мы же сами люди-человеки, что человеческое нам чуждо? Исход из Египта делает евреев частью Израиля, рождается новое существо, зовут его Срулик – Израиль. И вот это новое существо, которое рождается в лель ґа-седер, оказывается, вот то, что делал первый человек ещё до промаха в том самом Эденском саду, удивительным образом как раз и есть определение сути. То есть будучи в Египте, мы были обыкновенными нормальными эгоистами, как все люди на земле. А как мы превратились в выпендрёжников? Элементарно, мы стали частью Израиля. А будучи частью Израиля, мы обрели некую трансцендентную, уже не связанную с землей суть.
Ещё раз, когда первый человек определяет воробья как свободное, что он даёт воробью, кроме того, что он пархатый? Я прошу прощения, в смысле порхает, я немножко иду на каламбуры. Кроме того, что он маленький воробьишка, оказывается, что у него есть уникальная черта, совершенно неочевидная из слова «воробей». Или когда мы говорим об этом гиганте из всех сухопутных животных, о слоне, и говорим о его чудесности, мы выводим его из просто недуховной, неодухотворённой массы, ну, столько протоплазмы, чтоб не сглазить. Слон! Новорождённый слонёнок, если я не ошибаюсь, 100 кг. И мы, назвав его и дав ему характеристику, по сути, выводим его из рамок. Обратите внимание, а что такое выход из Египта в современном смысле этого слова? Это выход за рамки бытия, за те, которые предопределены для каждого человека, который есть заключённый по жизни. Мы отбываем пожизненное заключение в рамках нашего мира, в рамках нашего восприятия. И там, где мы говорим «божественность», что мы делаем? А мы вышли за эти рамки, потому что божественность не является частью хоть каких-нибудь рамок.
Ещё раз, мы объяснили, а каким образом работа, а это первая из двух работ, о второй мы ещё не говорили, каким образом первая из видов жизнедеятельности человека в Эденском саду соответствует Исходу из Египта. Сейчас будет уже и лель ґа-седер, но, во-первых, просто Исход из Египта. И оказалось, что Исход из Египта – это дарование новорождённому, Израилю, то есть дарование в рамках новорождённого Израиля каждому еврею удивительного определения, совершенно нового и ранее не бывшего, а именно: мы стали частью Израиля, у нас изумительная, отличная от всего, до того бывшего, отличная от всего человеческого функция раскрывать присутствие Вс-вышнего здесь, на земле. О чём и говорят законы Мишкана, приближений. И Вс-вышний, подытоживая вот это назначение Мишкана, переносного Храма, и говорит, что это и есть Исход из Египта. То есть для чего вы вышли из Египта? Чтобы раскрывать божественную сущность. То есть мы приобрели нечто человеку, как человеку, посаженному в этот мир, несвойственное, нечто вообще не из мира сего, вот эта добавочная вещь – она и есть Исход из Египта, в духовном смысле этого слова.
Вопрос: То есть Египет – это рамки, Мицраим, это понятно.
Ответ: Это означает именно рамки. Мейцар, на иврите цар, цура, вот это наше знаменитое цурес. Помните, родители всегда хотят иметь нахес от детей, а имеют цурес. Цурес, цура, цар – узость, рамки. Вот эта невозможность распрямить крылья.
Вопрос: И как антипод этому, то есть почему подъём, потому что…
Ответ: Сразу исправляю, подъёма ещё не было, мы говорим об Исходе, об уходе из рамок, ещё не подъём – это будет вторая работа. Первая работа – это уйти из Египта. Что значит уйти из Египта? Перестать быть аборигеном этого мира, стать частью Израиля.
Вопрос: Но мы, в отличие от задачи в учебнике математики, движемся не из пункта А в пункт Б, а мы движемся из пункта А в пункт, который весь мир.
Ответ: В отличие от арифметики, из пункта А, а куда – это уже совершенно другой вопрос. Но самый первый вид работы нашей – построение переносного Храма или Храма в Иерусалиме, сейчас не суть важно, работа Израиля в этом мире, в рамках этого мира – она надмирна. И так же как первый человек, который давал животным определяющие характеристики, а эти характеристики – они над животными, они не часть животного. Поймите, как только я сказал, что воробей, обычный советский воробьишка, свободен, он дрор, то есть он символ чего-то такого, я вышел за рамки восприятия этого мира. Я, проявив его суть, вышел за рамки объекта. Тут очень важный этот момент, который проясняем сейчас. Всякий раз, когда вы определяете суть объекта, пусть даже не объекта животного мира, просто объекта, вы что делаете – вы выходите за рамки этого объекта. На что это похоже? Цель никогда не бывает частью средства, она всегда над средством, она должна быть больше средства. И именно этим занимается первый человек. Он обнаруживает удивительную связь между объектами – животного мира, мира вообще – и Вс-вышним. То есть, определяя сути, он, по сути, соединяет объект этого мира с его духовным прообразом. И это задача Храма. То есть задача Храма соединять наш бренный мир с его божественным предназначением, раскрывая здесь энергетику Вс-вышнего.
Вопрос: Работа первого человека именно по названиям уже завершена?
Ответ: Сейчас услышите, вы забегаете чуть вперёд. То, что первый человек свою работу поименования завершил – ни малейших сомнений. Иначе бы мы сегодня не знали о чём? О том, что воробьишка – простой, советский – он на самом деле символ того, что не надо привязываться, сами мы не местные, и не надо иметь прописку в этом мире. Мы вообще не тутошние. И это мы учим у воробья. Но это целый отдельный урок. То есть первый человек (ответ на ваш вопрос) абсолютно завершил поименование. Теперь понятный вопрос дальше: а чем мы тогда сейчас занимаемся? То есть если поименование – выход за рамки – это то, что соответствует выходу из Египта, то почему мы сейчас должны выходить из Египта? Ответ же стандартный: ну, если был шестой день, зачем нужно шесть тысяч лет? Если были Авраґам, Ицхак и Яаков, зачем Гитик нужен? Ответ: всё, что было тогда, было очень сжато, оно было на уровне ДНК. А вот шесть тысяч лет, вот эта ДНК, вот эта духовная пружина распрямляется. И вот это уже ответ. То есть на самом деле мы выполняем работу, которую сделал адам. Нет, вторую работу он не сделал. Понятно, что я намекаю на поедание запретного плода, сейчас мы к нему уже вышли. Но первый вид работы был сделан. Так зачем же мы его снова делаем? И я не хочу ответ: ну, потому что второй все испортил. Я предпочитаю вот такой ответ – вот зачем мы сами нужны, если был рав Моше бен Маймон? Посмотрите на себя в зеркало, хотите – на Гитика посмотрите. Ну, зачем нужен Гитик, если был наш учитель Моше и были такие праведники – Аризаль и раби Шимон. Ответ: потому что, оказывается, всё, что там было на уровне очень сжатой духовной пружины, здесь у нас шесть тысяч лет распрямляется и происходит уже во времени. Это наш всегдашний ответ.
Есть?! Нет, кушать!
Мы вышли на второй вид работы. А какой у нас был второй вид работы? И вот его никто не помнит. Ну, что давать и называть вещи своими именами, определять суть, выходить за рамки этого мира, искать смысл жизни, искать своё назначение – это божественная задача человека. А что ещё делал первый человек? Ответ: вы не поверите, он кушал, слышите, кушал! Но не так, как в Китае, с которого, как вы помните, начинается коронавирус. А чем отличалось? Помните, Вс-вышний ему сказал: поедая, кушай. То есть не просто кушать ему велели, это была мицва – поедая, кушать. Кроме запретного плода. Что значит «поедая, кушать»? Какой смысл и почему? И если первый вид работы я соотношу с Исходом из Египта, то, вы понимаете, с чем я хочу соотнести второй вид работы, «поедая, кушай»? А вы понимаете, что происходит, когда вы, поедая, кушаете? Не летучих мышей, потому что эти гадости строго запрещены.
Ведь в чём ужас современного положения? Опять в Ухани этот рынок открылся! Они опять жрут этих водяных змей и этих летучих мышей. Мы сидим в одной утлой лодке (знаменитый наш пример, мудрецы в Талмуде приводят), называется бренный мир, и уже один раз получили по голове. Казалось бы, надо что-то понять? Ответ: нет, они опять жрут. Они хотят вторую эпидемию? Что происходит? Понимаете, что я про утлую лодочку этого мира говорю? Я имею в виду, что сидят двое (пример из Талмуда), плывут, и один, извините, начинает дно сверлить. Тот ему говорит: «Ты что, с ума сошёл, мы сейчас утонем!» Он говорит: «А я на своей стороне лодки дырку делаю!» Вот эта глобализация немножечко показала всем живущим на земле, что мы в одной лодке сидим.
Вопрос: Этот пример с лодкой я всегда слышала, когда дело касалось только евреев. Почему теперь вы обобщаете?
Ответ: Всё, что начинается у евреев, идёт потом дальше и становится достоянием всего мира. Как всё начиналось у евреев, помните? Нас ставили к стенке – и коммунистов, и иудаистов. А сегодня вы это наблюдаете у всех. Где-то в Китае какой-то нам совсем не товарищ жрёт сырых мышей, летающих ещё при этом, а кому это аукается? Ответ: в Бней-Браке. И мне что-то это, таки да, напоминает.
Какое отношение к лель ґа-седеру имеет второй вид работы? И чем отличается вот этот второй вид работы от первого вида работы? Ответ: первый вид работы как раз понятен. В смысле? В смысле, что сами мы не местные, что мы не только себялюбцы, что мы, на самом деле, я не побоюсь этого слова, не чужды даже чуть-чуть желанию помогать, давать и даже в какой-то отдалённой степени альтруизма, ну, капельку божественны. Но это, в общем, Исход из Египта, это то, что должен понять каждый юноша и каждая девушка, достигнув самосознания. Но со вторым видом работы, к сожалению, всё очень непросто. Почему? Потому что первый человек не удержался, не дождался он шабата и вкусил запретный плод. И второй вид работы «поедая, кушай» не был сделан первым человеком. То есть частично, но, к сожалению, провалился. Вот с первым видом работы всё было нормально, а вот второй вид работы не сложился. И с тех пор, говорят мудрецы невероятную вещь, человек приходит в этот мир, первое, для чего? Ответ: чтобы осознать, что сами мы не местные, что таки Б-г есть, это называется Исход из Египта. Но этого мало. И если вы думаете, как и я, быть может, думал, что теперь надо работать и делать мицвот, и делать Храм, и присутствие Вс-вышнего – ответ: мало. Что мало? Надо научиться кушать.
Повторим. Говорят мудрецы, что человек приходит в этот мир, чтобы исправить промах первого человека. А в чём промах первого человека? А он ел непотребство. Ну, то, что нэ трэба кушать. И говорит нам Тора, недельная глава Шмини, третья глава в третьей книге, помните, что она говорит? Не кушайте вы всех этих членистоногих и прочих ползучих гадов. Почему? Да потому, что не будете их кушать, объясняет раби Ишмаэль, и вы подниметесь. Нет, не выйдете из Египта – подниметесь, это совершенно другой уровень. Там, где мы уходим из Египта, мы становимся немножко не только себялюбцами, мы становимся капельку божественными, и это браво, но этого мало. Но ежели мы хотим подняться над собой, вытащить себя из житейского болота за свои волосы, как говорил тот самый Мюнхгаузен, как поступать разумному человеку следует? Необходимо вытаскивать себя из вот этого гнилостного болота себялюбия.
Итак, оказывается, у человека в этом мире две работы. И, оказывается, Израиль должен не только выйти из Египта, он ещё должен подняться, а это совершенно другая работа. Потому что выйти, это понятно, это научиться любить не только себя, но подняться – работа номер два – это кушать научиться. Вы такое слышали? Научиться кушать по-человечески. А кушать по-человечески – это не только не кушать летучих мышей и прочие гадости, а, например, тщательно пережевывать пищу. И мы уже подходим к лель ґа-седер, и сейчас будет пример, связанный с лель ґа-седер. И для того чтобы увидеть лель ґа-седер, я хочу поделить вот эту самую удивительную ночь на три части. Три части – это будет прошлое, настоящее и, вы даже не поверите, чуть-чуть будущего. Как построен лель ґа-седер? Как вот эта вот ночь порядка?!
Перейти на страницу: 1 2