Вторник, 16.04.2024, 14:22
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Подъем из Египта (окончание)

Перейти на страницу: 1 2

Три элемента вечности

 

Три очевидных части. Часть номер один. Все они, кстати, связаны с нашими устами, как и полагается, но первая часть – это сипур. То есть что мы делаем во время первой части? Помните, мы сидим изголодавшиеся и не смотрим на еду и на вожделенную мацу, потому что сколько часов мы не ели – посчитайте, и читаем Ґагада шель Песах. Мы рассказываем друг другу всем нам хорошо известную историю о том, что были мы в Египте, а потом Вс-вышний нас взял и извлек. История всем известная. Но мы её, тем не менее, обязаны рассказывать, и это, несомненно, наше прошлое. Прошлое не наших предков – наше прошлое. Потому что вся идея этой ночи в том, что мы за одну пасхальную ночь должны родиться, вырасти и стать божественными людьми. Как это? Итак, мы, во-первых, объясняем друг другу, что сами мы не местные, что вышли мы все из Египта, дети еврейской семьи. И мы не только себялюбцы, и это соответствует первой работе первого человека. Мы даём определение себе, Израилю, народам мира – всему-всему. Тем самым мы поднимаемся над миром. Это и есть Исход из Египта, и это наше счастливое прошлое.

А что мы делаем в настоящем, вслед за выходом на сцену? И вот здесь звучит главное в этом уроке слово, слово, это то самое – кушать, только оно звучит в немыслимом формате. А именно: потому что приказал нам Вс-вышний кушать мацу. А потом – потому что приказал нам Вс-вышний кушать марор. Поверьте, немолодому еврею – нет у нас другого такого дня в году. Нет, кушаем мы каждый день, чтоб не сглазить. И некоторые уже не попадают, благодаря небольшой раздутости, даже в формат экрана. Как писали в недавней шутке: вышел из карантина, чтобы третий раз за неделю купить еду на две недели. Стандартная ситуация. И многие уже из-за этого становятся крупногабаритными. Например, в праздник Сукот, замечательнейший праздник Сукот, который связан с числом семь, как все осенние праздники. Кто знает про семь сфирот, там именно семь сфирот. Здесь же у нас три. Так вот, что в праздник Сукот? В праздник Сукот мицва кушать в суке. Но это мицва не кушать, например, если вы хотите голодать (я не рекомендую), то голодать надо тоже в суке.  Разговоры вести – тоже в суке. То есть там главное – место.  А главное в лель ґа-седер – я.

Ещё раз. Во все остальные дни, например, вы едите пончики в Хануку в память о чуде масла, пончики, понятно, жаренные в масле. И что? Я не говорю сейчас, что это мицва, но, допустим, вы вспоминаете о Хануке, но можно есть латкес, и у вас нет мицвы кушать. Здесь же, я подчёркиваю, единственный раз за весь год Тора предписывает трапезу. Есть мнение, что и перед Йом Кипуром тоже де-орайта. В любом случае, там нет благословения, там обычно благословение на еду, там нет благословения «который приказал нам кушать». «Приказал нам кушать» – это вторая часть лель ґа-седера. Первая – разговаривать, то есть определять сути – работа первого человека, а вторая часть посвящена второй работе первого человека. Сейчас их будет три, потому что первый человек, к сожалению, не дошёл до третьей работы. Сейчас мы до неё дойдём.

Итак, вторая наша работа. Единственный раз в году мы говорим, что «приказал нам кушать». Вот как первому человеку приказал: «поедая, кушай» – ахоль тохэль, вот так же и нам. Итак, вторая часть седера приобретает совершенно другой смысл. Мы не просто заедаем мацу, мы не просто – это приказ кушать, это то, что не удалось первому человеку. Что не удалось первому человеку? Удержаться на уровне чистого и нечистого в поедании. И я сейчас хочу немножко про жареное мясо. Мужчины меня поймут, по крайней мере, те, кто не успели поужинать, или не захотели, как я. Помните, что мы не едим в этот вечер? Мы не едим зроа – замену приближению песах. У нас на тарелочке справа вверху, соответствует хесед, сфират хесед, лежит память о пасхальном приближении, агнец пасхальный. Тот самый, которого мы четыре дня держали на привязи у собственной кровати, зарезали на глазах у всего честного Египта (всё, что мы учили) и, в конечном итоге, зажарили и скушали.

Дальше. А сегодня мы не можем. Вы понимаете, что будет? Это третий вид работы. Ещё его не было, он только будет, это наше счастливое будущее. Где у нас третья часть Песаха? Где у нас будущее в пасхальную ночь? Прошлое – это понятно, мы определяем себя как не самых местных, как не только тутошних, мы рассказываем, что вышли мы, и мы выходим, ура. Для чего выходим? Вы не поверите – чтобы кушать. То есть прошлое – определение сути, настоящее – мы приходим в этот мир, чтобы научиться кушать (целая тема, я не начинаю сейчас), и потому мы произносим вот это невероятное благословение. Мы не произносим благословение на мацу – нет, мы произносим благословение на себя: и приказал нам кушать. Когда кушать мацу, то имеется в виду, что мы приобретаем силы на весь год правильно кушать все злаковые. Мы не говорим благословение на хлеб, помните, как всегда мы говорим, амоци, который вытаскивает для нас с вами хлеб из земли. Нет, это единственный раз в году, когда мы говорим: «И приказавший нам кушать». И вот эта маца – символ всего, всех круп, включая даже мою любимую гречку. Что ещё? Марор. Мы говорим: «И приказавший нам кушать вот эту горькую зелень», как любят переводить на русский язык. Так вот, это прообраз вообще всей зелени, всех плодов земли.

Чего нет, и что будет третье, будет будущее? Будущее – это там, где мы начинаем кушать афикоман. Помните, он спрятан с тем, чтобы его, уже после трапезы, а напоминаю вам, что пасхальная трапеза, когда был Храм, была трапеза, а потом ещё нужно было съесть, то есть мы уже употребили пасхального агнца, а сколько там килограммов жареного мяса, мне трудно сказать, в зависимости от количества мяса и евреев. Понимаете, евреи всегда были чадолюбивы, и семья была семья, и то соединялись и, слава Б-гу, съедали. А что ещё в конце? Ответ: был ещё корбан хагига. То есть то самое приближение, которое в любой праздник, и, помните, идея Иова, мы здесь всегда вспоминаем, который после обильных трапез семейных приносил всегда что – приближение Вс-вышнему, что, Вс-вышний, только не обижайся, что мы не только живота ради, что мы кушали и Тебя тоже имели в виду, мы не забывали про Тебя.

Идея корбан хагига чрезвычайно важна. Нирца, вот этот афикоман, вот эта последняя часть ґалеля, которую мы говорим уже после того, как съедаем афикоман, что ещё мы говорим? Мы говорим вторую часть ґалеля, не путать с первой, это благословения о будущем, мы благодарим Вс-вышнего не за наше счастливое детство – за наше счастливое будущее. Ну, это только у евреев такие вещи могут быть. То есть мы благодарим Вс-вышнего за то, чего ещё не было, но мы Его благодарим. И вот эта вот нирца, последняя часть седера, имеет отношение к будущему, и именно там звучит вот эта идея, что жареное мясо, а у нас сейчас нет благословения на жареное мясо, у нас нет благословения «который приказал нам кушать жареное мясо», и потому с мясом у нас особые проблемы весь год. И, помните, я всегда это привожу как пример – болезнь королей – подагра. Потому что они обжирались, они не ели, они обжирались этими шашлыками по-карски, быть может, даже из летучих мышей, но из лягушек точно, если речь идёт о Людовике XIV, солнце.

Мы не находимся сегодня на уровне – это тоже причина, по которой сегодня мудрецы рекомендуют мясо кушать исключительно по шабатам. Шабат – он не от мира сего, он из будущего, и тогда это будущее мясо станет съедобным. Для чего человек был обязан кушать? Ответ: потому что, в отличие от поименования, когда он определял цель и выходил за рамки объекта, там, где он кушал объект, то есть, помните, объект вышел из дерева, и мы его «ам!» И что мы делаем, когда мы его «ам!»? Мы поднимаем его до уровня человека, а человек, между прочим, божественен. И получается, что это и есть подъём из Египта. Первая часть работы – это выход из Египта, это уйти из рамок, перестать считать себя аборигеном здешнего мира, перестать верить в смерть, я имею в виду, как биологическое завершение жизни, как конец (страшилка и ужастик для малолеток духовных), и не просто поверить во Вс-вышнего, но и подняться над собственным духовным уровнем. Вот этот подъём, не просто уход, а подъём, вот он связан с тем, чтобы правильно кушать.

Что значит «правильно кушать»? Вот эта пасхальная ночь даёт нам силы на весь год правильно кушать – все зерновые, все овощи и фрукты. Зерновые – это через мацу, а овощи и фрукты – это через горькую зелень, марор. На что мы не получаем силы и только в будущем получим силы? Жареный барашек. Вот на это мы силы не получаем, почему я и рекомендую: не надо кушать мясо посреди недели. У нас есть шабат, шабат – он полномочный представитель следующего мира. И вот в шабат, когда мы находимся в будущем, вот там, на здоровье, кушайте мясо.

Это третий вид работы, третий вид работы – поднять животный мир, уже не растительный, уже не просто то, что выходит из земли, но то, что ходит над землёй. Ведь помните, почему нам нельзя кушать всех этих членистоногих и прочих ползучих гадов? Это уровень земли. Не то, что выходит из земли, но из того, что над землёй, мы можем есть только то, что реально над землёй, потому птицы, которые парят, практически все, кроме десяти. А вот животные – только те, кто не приземлены окончательно и бесповоротно. И вот их мы можем поедать, в будущем, конечно, или в шабат. Но шабат – это и есть будущее.  Вот это и есть третья работа. Уже не просто поднимать себя, а поднимать весь мир.

Повторим, а дальше ваши вопросы. Мы начали с вопроса, который сам по себе меня поразил: а, действительно, отчего вдруг, заключая одиннадцатый параграф, который целиком посвящён недельной главе Шмини, третья глава, третья книга, посвящён чистым и нечистым животным – что можно кушать и чего нельзя кушать – и вот, завершая, что можно кушать и чего нельзя кушать, Вс-вышний говорит, что вы должны быть выделены, вы должны быть не такими, как народы мира, вам нельзя это кушать. И вот этим вы поднимитесь – это уже объяснение раби Ишмаэля, на которого ссылается РаШИ. Дальше говорит раби Ишмаэль: если бы Вс-вышний просто вытащил бы нас из Египта – Исход – а дальше мы бы просто не ели все эти гадости, то вот этого уже было бы достаточно. Отсюда, чтобы пытаться ответить на вопрос, а почему именно с вот этой вот чистой и нечистой едой связан подъём (не выход, а именно подъём из Египта – это совершенно другой уровень), мы отправились к первому человеку. Обнаружили у него сразу две работы, два занятия. Первая работа – это тот самый Исход из Египта, понимание того, что сами мы не местные.

Второй вид работы, тот самый, который не был успешно завершён – кушать. Как вы помните, промах первого человека – запретный плод. И, конечно же, лель ґа-седер, рождение Израиля, а Израиль – это функциональная замена первого человека, мы сегодня и есть Адам, как сказано, как вы помните, именно Израиль, а не народы мира, а не цивилизации иные, они есть человек, мы есть человек, отсюда и наша особая миссия, и в лель ґа-седер, там, где рождение, мы проходим сразу все три этапа на уровне ДНК. То есть на весь год мы получаем силы, на весь год, который будет после лель ґа-седера, мы получаем силы кушать и все зерновые, и все плоды – овощи, фрукты, мы не получаем силы, и потому рекомендуется делать это только в шабат, есть мясо. Мы не имеем права кушать вот эту память даже, которая лежит на блюде пасхальном, вот эта куриная ножка, есть те, кто использует (я правда, такого пока не видел) даже целого барашка ножку. Так вот это мы не едим принципиально в пасхальный седер, вот эту вещь мы оставляем, и можем её есть утром, например, но во время ночи пасхальной мы это не едим, чтобы подчеркнуть, что мы, к сожалению, не на этом уровне, у нас будущее ещё впереди, мы его ещё не обрели. Мы уже благодарим Вс-вышнего за это будущее, но вот это будущая работа – научиться кушать мясо. И всё наше мясо – это только из будущего, только из шабата.

То есть мы поделили лель ґа-седер на три части: прошлое, настоящее и будущее. И мы объяснили, что именно там, где мы едим афикоман, вот именно там, где мы говорим вторую часть ґалеля, нирца называется эта часть в седере, вот там, по сути, мы обращены в будущее.

Вопрос: Вот вы говорите, что на растения даются нам силы, на мясо, естественно, нет. А что насчёт рыбы? Можно ли кушать рыб?

Ответ: Можно всё, они, не дай Б-г, не запрещены. Но если вы хотите поднять хлеб, поднять овощ или фрукт, то у вас есть душевные, духовные силы благодаря лель ґа-седеру на весь год. Но если вы хотите поднять мясо, рыбу, рыба в этом контексте уходит туда, к мясу, то есть она не относится к плодам земли. Значит, ещё раз, мы говорим благословение во время лель ґа-седера кушать только вот эти две вещи. То, на что мы не говорим благословение, естественно, не относится к ассортименту, рекомендуемому кушать весь год, у нас нет сил на это. А шабат из будущего, и потому рыбу и мясо кушайте в шабат.

Те, кто занимаются бизнесом, но не забывают, что сами они не местные, и счастье не в деньгах, а в возможности их тратить на что-то божественное, всё в порядке. Ещё раз, мы находимся в этом мире, и все евреи – люди, человеки. Мы самые обыкновенные, нормальные люди здесь, на земле, и ничто человеческое нам не чуждо. Но кроме этого определения, которое выводит нас из Египта, мы ещё часть Израиля. И вот в качестве вот этой самой функции части Израиля, мы оказываемся не только местными, а ещё и израильскими. Но и этого мало, это только выход из Египта, а есть ещё подъём.

Мы о том, что, оказывается, что подъём достигается только за счёт поднимания пищи до уровня человека. Так вот это поднимание пищи не может быть с летучими мышами, и, если честно, вообще не может быть в Китае. Просто те, кто знакомы с общекитайской культурой. Я знаю, что есть исключения, но общекитайское мировоззрение говорит следующее: когда китайцу (мне рассказывали, реальная история) предлагают потратить деньги на, условно, костюм, он говорит: зачем мне нужен новый костюм, если я могу на эти деньги покушать? В смысле, купить что-нибудь на Уханьском рынке и съесть.

Когда мы едим, мы поднимаем то, что мы едим, в идеале, естественно, если мы это делаем вдумчиво. И не только ради желудка, но и капельку ради Вс-вышнего. А вот, обратите внимание, что в лель ґа-седер – это сто процентов так, потому что мы на еду не набрасываемся, мы говорим благословение «который приказал нам кушать», и вот тогда едим. Потом ещё трапеза, но в самом конце, когда трапеза уже завершена, как это было в Храме, ещё нужно съесть корбан хагига. И вот этот уровень, который уровень нашего будущего.

 

Вопросы и ответы

 

Вопрос: Вы сказали в первой половине своего выступления, что прочим народам тоже надо выйти из Египта. А что это значит?

Ответ: Ничего такого я не говорил, я не знаю, как вам послышалось. Но, как вы знаете, лель ґа-седер и вообще вся эта ночь – рождение Израиля. Теперь, все остальные люди могут в этом соучаствовать. Как мы всегда объясняем: что такое евреи, что такое Израиль? Ответ: это те, кто под пулями в окопах. Кто такие люди доброй воли? Это тыловые службы, без них война вообще невозможна, я никоим образом не преуменьшаю их значение. Но, поверьте, их поведение – тыловиков и тех, кто сидит в окопах – разное, потому что тыловика тоже может убить. Да шальной снаряд, да сколько раз это было! Но это же нельзя сравнивать. И когда мы говорим о выходе из Египта, то определение Израиля – это вышедшие из Египта. Это определение. Следовательно, все, кто не евреи, к этому отношения просто не имеют, а могут быть только помощниками и так далее. Но ещё раз, нет никакого запрета кушать мясо, есть запрет для евреев кушать некошерное, это, конечно, запрет. Мы же здесь говорим не про уровень конкретных мицвот. Мы говорим о духовных категориях. То есть не надо вот так переводить конкретные вещи, то есть это была только рекомендация, не запрет. И понятно, что все люди на земле могут есть. Но обратите внимание, что люди доброй воли, во-первых, не едят сырое мясо, не едят в смысле часть живого животного.

Вопрос: Мясо у нас нет энергии поднимать. А растительную пищу есть.

Ответ: При условии, что вы в лель ґа-седер сделали то, что требуется еврейским законом. Вот тогда у вас на весь год появляется эта энергия. Из этого ещё не следует, что вы это можете сделать. То, что у вас есть потенциал, не значит, что вы его реализуете. Потому что если вы, как животное, не дай Б-г, набрасываетесь на еду (на растительную, но как животное), то, понятно, что вы не реализуете данные вам силы для поднятия этой пищи до божественного уровня. Более того, в этом случае вы ещё и опускаете её ниже плинтуса.

Вопрос: Вы говорили о трёх работах Адама. Я не услышал из-за всей этой суеты, какая третья работа?

Ответ: Третья работа – это стать в результате первых двух близким к Вс-вышнему. То есть мы поделили лель ґа-седер на три времени: прошлое, настоящее и будущее. И что мы сказали о будущем? Шабат – это та самая часть, когда мы едим припрятанный, оставленный на будущее афикоман. С чем я это связал? С подъёмом уже не растительного мира, не мира неживой природы, через соль и так далее, а подъём уже животного мира. Вот этот подъём – это дело будущего. То есть когда мы в шабат едим эту еду, мы её едим как бы авансом. На самом деле, если бы не шабат, у нас не было бы сил её поднять. Сейчас будет несколько практических вещей. Что в обычной ситуации еврей и нееврей, который ест гречневую кашу, не поднимает гречневую кашу до уровня божественности в себе, ибо он ест ради живота обычно, а про Вс-вышнего особо не вспоминает. У нас есть силы вспоминать о Вс-вышнем, когда мы едим гречневую кашу, и когда едим яблоко, есть силы, и нам просто нужно говорить благословение, и тогда мы немножко привносим в то, что мы едим, капельку божественности, маленькую капельку. Дальше есть спектр – есть те, кто способны, есть те, кто менее способны, но всякий, кто говорит благословение, то есть производит еду от Вс-вышнего, он реализует полученные в лель ґа-седер силы преображать еду и поднимать её над этим миром. Это Исход из Египта. Там, где мы поднимаем, это уже подъём, а вот это будущее, Песах, жареное мясо, подъём животного мира, включая рыб, вот это уже третий вид работы. Обратите внимание, что было сказано первому человеку: «поедая, кушай» от чего? От всех плодов, от всех деревьев сада. Про животных там ни полслова не было. Ну и, естественно, про рыб. А вот нам уже Вс-вышний это говорит, мы это ещё, конечно, не можем сделать, но мы имеем отношение к шабату, а, следовательно, это наша будущая работа. Когда мы говорим о шабате, то имеется в виду любая сеудат мицва, то есть и праздники, и бар-мицвы, и обрезание, то есть все те ситуации, где мы едим не только потому, что мы голодны, но и, например, чтобы веселить жениха и невесту, то, конечно, в этом случае, происходит ровно так же, как и в шабат.

Вопрос: Вы просили напомнить по поводу практических вещей, связанных с тем, что мы находимся в ситуации коронавируса, и обычная вещь – продажа хамца.

Ответ: В этом году, поскольку мы в карантине, то продажа (те, кому это нужно, а это нужно практически всем) хамец идёт просто через интернет. Что касается сжигания хамеца. В отличие от продажи хамеца, которая, если вам нужно, то это, конечно, необходимо, но сжигать хамец – это, конечно же, символизирует то, что мы убираем вообще вот это себялюбие. Мы его не любим, мы его сжигаем, на уровне материального мира отмена, вот как будто его не существует, во всём нашем владении, еврейском владении, ничего квасного. В этом смысл, и это обязанность каждого еврея. Мы сжигаем, и в этом году сжигание в Израиле можно и нужно делать только на балконе. Это значит, что не надо сжигать полбуханки хлеба, не дай Б-г. Как нам рекомендует Аризаль, рав Ицхак Лурия, я что делаю – я беру десять пакетиков, так, чтобы их легко можно было найти, с крошками, просто с крошками. Вот эти десять пакетиков я соберу, это можно даже в большой пепельнице сделать, но я, слава Б-гу, имею балкон, так я это буду делать на балконе. И мы это там будем это сжигать, естественно, с благословением, естественно, с мысленаправленностью об отмене вообще всего квасного во всём нашем владении. Это что касается сжигания.

Ещё одна вещь, которая почему-то как fakenews, по поводу того, что коль скоро у вас пожилые родители, и вы не можете провести лель ґа-седер с ними, то давайте мы вот таким образом, как сейчас, включим программу Zoom и будем онлайн вести вместе, хотя и далеко друг от друга. Ответ: не дай Б-г, ни в коем случае, потому что по еврейскому закону нельзя. Я понимаю, что вы включите заранее, что вы ничего не будете делать. Отвечаем: по еврейскому закону вы идёте к Западной стене разрушенного нашего Иерусалимского Храма, допустим, это шабат, и вы идёте, а некий турист вас начинает снимать на камеру, неважно – фото, видеокамеру. Дальше, естественно, этот нееврей может вас снимать, несомненно. Он не имеет никакого отношения к шабату, он может вас снимать. Но если вы останавливаетесь, начинаете ему позировать, улыбаться и махать ручкой, то вы нарушили шабат. То есть молния, например, в шабат может зажечь огонь. И вам, тем не менее, принести этот огонь к себе домой нельзя. Молнии можно, а вам нельзя. Нееврей может вас снимать, вы не имеете права позировать и, тем более, говорить в микрофон. В этот раз мицва родителям пожилым, если они не живут вместе с детьми, вести лель ґа-седер в одиночестве.

Вопрос: А вообще смысл того, что у нас получился такой Песах, что какая-то ответственность индивидуальная? То есть вообще всё переходит на индивидуальный уровень. Что это означает? О чём вообще думать и на чём сконцентрироваться, если ты один на седер Песах?

Ответ: Я предлагаю увидеть в происходящем сейчас в мире родовые схватки Машиаха. Я предлагаю увидеть в происходящем сейчас в мире некую прелюдию к той работе, которую нам в будущем придётся исполнять. И когда вы будете это произносить, я это собираюсь сделать, мицва, нам приказали кушать, то есть мы уже совсем недалече от этого самого светлого будущего. И потому, как я это понимаю, нам сегодня преподаётся замечательный урок, тут много уроков, тут не один урок, но то, что это связано изначально с едой, а задача человека в этом мире научиться кушать, так вот давайте будем иметь в виду, что мы для того находимся, кто будет находиться в одиночестве, чтобы мы внутри себя имели в виду капельку ещё и Вс-вышнего, что мы едим не только желудка ради, но и капельку ради Вс-вышнего. И это залог целого года, а за год мы столько всего съедаем. И вот здесь этот залог, и это то, что даёт нам этот карантин. Потому что эти вещи никто не видит, никто не может помочь, это только вы наедине со Вс-вышним. Вот это то, что я предлагаю увидеть в современной ситуации.

Вопрос: Небольшая ремарка, учёные Королевского колледжа подтвердили, что основной симптом этого вируса – это не температура, не кашель, а именно потеря вкуса и обоняния.

Ответ: Может быть. Я не знаю, насчёт основного симптома, но это действительно, как я вижу эту ситуацию – она вся зацелена, она начинается с еды. Это всё идёт оттуда, это не первый случай, уже до этого был птичий грипп, кто помнит, и так далее. Я не хочу продолжать и портить всем аппетит. И это не случайно идёт из Китая, где еду возвели в культ, где, по сути, люди живут, чтобы кушать. Не кушают, чтобы жить, а именно наоборот. И я желаю всем обратить внимание: на иврите говорят не просто «Хаг Самеах», то есть «весёлого праздника», а «Хаг Кошер ве-Самеах». Это единственный праздник, это его особенность, где кашрут, где чистота, чистота еды. Чистота – это не гигиена, а чистота помыслов вот этой еды, где еда становится мицвой.

Всем Хаг Кошер ве-Самеах.

 

Перейти на страницу: 1 2

Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Семинары и шабатоны [320]Анонсы новых книг и лекций [13]
Лекции и встречи [806]Объявления [195]
Статьи [1799]Видео уроки [332]
Уроки Торы онлайн [182]
Недельные главы Торы онлайн
Вебинары [584]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы