Балак
Две стороны одной медали
Основная сюжетная линия главы повествует о тандеме Балак-Бил’ам, поставившем целью ни много ни мало уничтожение еврейского народа.
Хотя цель у них обоих одинаково глобальна, но средства для достижения принципиально разнятся. Если Балак, так сказать, инициатор, не гнушается никакими средствами и к духовной (так и хочется сказать: душевной) методике прибег как к последнему средству, понимая абсолютную бесполезность любой материальной попытки «окончательного решения». То Бил’ам, чьё имя по мнению наших мудрецов означает: «Проглотивший народ», использует тактику «задушить в дружеских объятиях»: он отец ассимиляторов всех времён и народов.
Урок главы «Балак» - существует два возможных сценария попытки уничтожения еврейского народа. Первый – ненависть, второй - «любовь». Восторгаться великими достижениями евреев в области человеческой культуры, тем самым низводя и растворяя Б-жественную сущность еврейского народа, - этот сценарий знаком нашему поколению по истории отношений с немецкой нацией. Духовная ассимиляция и превращение немецких евреев в «немцев иудейского происхождения» в XIX веке пробила духовную брешь, сквозь которую в XX веке хлынула волна всеуничтожающей ненависти. Этот же сценарий был поставлен и на греческой сцене, когда во II веке до н. э. эллинизированные евреи стали духовным плацдармом физического уничтожения нашего народа греками.
Обратим внимание на возможность соединения Бил’ама и Балака на уровне их имён. Бил’ам («Народоглотатель») и Балак (отсюда русское «взалкавший») и, соединившись дают - Амлак, то есть Амалек - квинтэссенцию ненависти, чрезвычайно опасную именно вследствие функционального разделения на «любовь» и ненависть.