Ба-мидбар
Граница земного и духовного
«Поднимите (сосчитайте)
голову всех детей Израиля»
(Ба-мидбар, 1:1)
Счет евреев связан с совершенно определенной опасностью, и даже знание числа евреев может нанести Израилю ущерб. Для защиты от этих двух опасностей требуется взвешивание половинок шекелей «бека ле гульголет – с головы» и мицва – прямой приказ Вс-вышнего о счете и определении числа Израиля. Счет «половинок» нами уже обсуждался[1], а вот идею опасности «числа Израиля» мы затронем при помощи рава Юнграйса. Со ссылкой на своего учителя рава Мойше Шапиро (זצ''ל) он обращает наше внимание на «противоречие», заложенное в понятие числа евреев: «и будет число детей Израиля как песчинок моря, которое неисчислимо и неизмеримо» (Ґошеа, 2:1). Так число или неисчислимо?! Также у праотца Авраґама: «Сосчитай звезды. Сможешь ли счесть их? ... Таким будет семя твое». «Сосчитай» или «сможешь ли»? Да и мудрецы две книги Пятикнижия начинают со счета евреев – «Шмот» и «Ба-мидбар». Это, с одной стороны, подчеркнутая важность числа Израиля, а с другой – высота возможного падения.
Это противоречие связано с еще одним несоответствием – счетом омера: «сосчитайте себе семь полных недель, будет… пятьдесят дней, и приблизите новый хлебный дар Вс-вышнему» (Ва-йикра, 23:15). Считаем сорок девять, но всего пятьдесят.
Рав Юнграйс предлагает увидеть две разные составляющие счета Израиля – Земную и Небесную! Противопоставить меру-мида-מדה – гиматрия сорок девять – морю-ים – гиматрия пятьдесят. Материальному числу (размеру) – безграничную сущность, чей символ – море (вспоминаем цитату из пророка Ґошеа – море (ям) и измеримость (мида)). Число евреев «против» - средство – путь к душе Израиля – «шестьдесят десятитысяч»[2].
Но Совраньский ребе, опираясь на ґалаху, утверждающую («Маген Авраґам», параграф 494), что в отличие от всех праздников, Шавуот не следует начинать раньше появления звезд, дает иное объяснение счета сорока девяти, а не пятидесяти дней Омера. Дело в том, что семь недель должны быть полными, а человек не способен отсчитывать кванты времени, которые тут из сорок девятого, не праздничного, а который уже пятидесятый, праздничный! И это прямо стыкуется с одним из объяснений РаШИ феномена Шестого Дня Творения: «И завершил Вс-вышний в Седьмой День», - но ведь все было завершено за Шесть Дней?! Говорит РаШИ от имени раби Шимона: «плоти и крови неизвестны [точные] периоды и мгновения, и кажется ему, что уже завершился тот день [но вышло за его границы]».
И это, объясняет Савраньский ребе, и есть причина из-за которой Маген Авраґам «устрожает» полноту недели недель, на границе праздника Шавуот.
Обратите внимание на внутреннее совпадение комментариев рава Юнграйса и Савраньского ребе о пограничности средства и цели.