Трума
Что делать неправедникам?
«И возьмут Мне пожертвование…
И сделают Мне выделенность,
и буду находиться в них»
(Шмот, 25:2, 25:8)
Известный мидраш (Шмот раба, 33:1) сравнивает Тору с единственной дочерью царя, которая, выйдя замуж, оказывается перед необходимостью покинуть отца и идти за мужем. Неспособный расстаться с дочерью родитель, умоляет зятя – в любом месте их будущего проживания делать для него маленькое поместилище (мишкан), где он будет пребывать рядом с дочерью.
Деталь, на которую нам стоит обратить внимание – муж дочери (Торы) – царь, т.е. божественный человек, мудрец и праведник. А как же мы?
Свой ответ (совет!) рав Цви Каґана строит на удивительном запрете рабана Гамлиэля обучать Торе недостойных: «эйн тохо кебаро – не соответствует внутреннее внешнему» (Трактат «Брахот», 28:1). Соответствие внешнего внутреннему – это уровень праведников. Но тогда получается заколдованный круг, кто не праведник – не достоин, а кто не достоин, не станет праведником, ибо его нельзя учить??!
Запрет обучать Торе неевреев, женщин и неправедных евреев, на первый взгляд, оставляет нас без Торы (не дай бог). Но только на первый. Говорят мудрецы (Эйха раба, птихта 2): «пусть Меня оставят – Тору мою сохранят, т.к. свет ее возвращает к лучшему». Конечно, тайные учителя приходят только к альтруистам, но учиться самим нам никто не запрещал! Ведь сказано: «идолопоклонник, обучавшийся Торе, достоин смерти» (Трактат «Санґедрин», 59:1), а с другой стороны сказано: «праведники народов мира имеют место в следующем мире» («Санґедрин» Тосефта, 13:1).
Заколдованный круг разрывается единственным способом – из Египта может выйти только египтянин (по рождению – стартовой черте, но не по происхождению – божественному любопытству!). Только использование эгоцентризма дает движение в сторону света. Скажите себе (своему йецеру): хочешь быть здоровым и богатым (довольным тем, что имеешь)? Давай сделаем маленькое помещение (ну, ведь любопытно) для Торы. Ведь Источник всяческого изобилия с ней неразлучен. Отсюда «профит». Короче, давайте задавать вопросы (учиться), а поскольку мы не в церкви – нас не обманут!