Шофтим
Внутренний прокурор и внешний милиционер
"Судей и полицейских поставь себе во всех вратах твоих"
(Деварим 16:18)
Как может быть так, что общество, построенное по законам Торы должно в обязательном порядке устанавливать судебную и исполнительную власть? Ведь если люди живут по законам Торы, то судебные, а уж тем более исполнительные ветви власти, будут не востребованы? И да и нет.
С одной стороны эти законы разочаровывают тем, что становится понятно, что сам факт соблюдения законов Торы не является достаточным условием для изменения отдельно взятых людей и общества в целом. Как известно, после создания Золотого Тельца первые скрижали были разбиты, и та Тора, что у нас есть сейчас - это Тора вторых скрижалей.
Рав П. Винстон объясняет, что первые скрижали это Тора мира Ацилут. При раскрытии Торы на таком уровне действительно нет необходимости ни в судьях, ни в полицейских. Именно таким образом будут обстоять дела после прихода Машиаха, когда мы получим Тору мира Ацилут (Тору первых скрижалей).
Но та Тора которая есть у нас сейчас - это Тора мира Брия (Тора вторых скрижалей). Это средство, которое должно привести нас к уровню, на котором возможно раскрытие Торы мира Ацилут. В каком-то смысле это лекарство, которое должно вылечить пациента.
Проблема в том, что если Тора первых скрижалей и Тора вторых скрижалей это, не дай Б-г, две разные Торы, то получается что та Тора которая у нас есть сейчас, и те заповеди которые у нас есть сейчас имеют только ограниченный во времени эффект. Если следовать такой логике, то после того как период времени, для которого предназначена Тора вторых скрижалей закончится, они потеряют свою ценность.
Аризаль говорит, что то, что считается клипой (шелухой) в верхнем мире, считается плодом в нижнем мире. То есть все то, что считается мусором и грязью в верхнем мире воспринимается как чистое и светлое в нижнем мире. Таким же образом то, что воспринимается как непроницаемое и непрозрачное в верхнем мире, будет ясным и чистым в нижнем мире (Пнимиют веХитцониют, 8). Другими словами, не смотря на то, что те заповеди которые мы выполняем имеют разный эффект в разных мирах, сила воздействия мицвот на миры будет отличаться.
Модель роста человека часто используется для демонстрации духовной эволюции. На примере праздников это выглядит так: Песах - это рождение ребенка, Шавуот - совершеннолетие, Суккот - свадьба. Не смотря на то, что на разных этапах мы думаем, чувствуем и выглядим по-разному, тот факт что все это проиcходит с одним человеком обычно не вызывает сомнений.
Так и с законами Торы: после перехода от Торы вторых скрижалей к Торе первых скрижалей сами заповеди, конечно же, не изменятся, но изменятся те "одежды" в которые "облачены" заповеди. Тора мира Ацилут всегда "завернута" в Тору мира Брия. Так же как ребёнок в первые годы школы учится читать, а в старших классах начинает читать чтобы учиться, так и суть заповедей Торы заключается в том эффекте, который они в итоге создают, а не в том как это выглядит в процессе выполнения.
И. Гладштейн