Кроме основного содержания недельной главы Ки Тиса - истории Золотого Тельца, в этой главе есть еще масса заповедей, настолько непохожих друга на друга, что может создаться такое впечатление, что они очутились в этом месте Торы случайно. Тут и заповедь о сборе половинки шекеля, и законы о соблюдении Шаббата, и указание по сооружению сосуда для омовения. Какое отношение всё это имеет к Золотому Тельцу?
Для того, чтобы понять, почему именно эти заповеди были сгруппированы возле истории о Золотом Тельце нужно попытаться понять что случилось при создании Золотого Тельца. Ну а для этого нужно будет вернуться в самое начало: к дереву познания добра и зла. Чернобыльский Ребе (Меор Эйнаим) очень удачно демонстрирует, почему то, что произошло при создании Золотого Тельца было просто повторением ошибки первого человека у дерева познания добра и зла.
Змей говорит первому человеку приблизительно такую вещь: «Ну, ты же понимаешь, что работа, которую тебе дал Всевышний - это очень, очень важная вещь!» Так как представить себе, в чём именно заключалась духовная работа первого человека чрезвычайно затруднительно, переведем этот процесс духовной работы в более знакомые современные формы.
Итак, с утра помолиться, выучить несколько листов Талмуда - это все очень хорошо и даже замечательно, но удовольствия в этом всём маловато, - говорит Змей. Для того, чтобы действительно ощутить удовольствие, требуется спуститься в пучины материального мира (то есть попробовать плод дерева познания добра и зла) и вот там будет настоящее удовольствие. То есть Змей говорит, что есть отдельно духовная работа, довольно нудная, но что уж тут поделаешь - Хозяин приказал, и отдельно есть мир удовольствий - и эти два мира никак не пересекаются.
Итак, суть Золотого Тельца сводится к разделению между духовной работой и возможностью получить удовольствие. Как известно, Всевышний всегда создает лекарство до болезни (Мегила 13-Б). То есть к моменту появления проблемы уже существует готовое решение проблемы. Теперь становится понятен смысл "сборной солянки" заповедей, данных Торой до истории о Золотом Тельце. Каждая из них предназначена для изменения вида получаемого удовольствия. О чём идёт речь?
В случае с половинкой шекеля, Всевышний показывает Моше горящую монету (Раши к Шмот 30:13). Почему именно горящую? Монета сделана из металла, добываемого из самого низкого элемента - земли, горящая же монета - это соединение двух противоположных элементов - самого нижнего элемента - земли и самого высокого элемента – огня, стремящегося в небо.
То же и в случае с кувшином для омовения. Кувшин был сделан из зеркал, которые женщины вынесли из Египта. Казалось бы, что может быть более внешним? Но ведь именно из этих зеркал был создан сосуд для омовения, без которого немыслима работа в Храме! Так же и со всеми остальными заповедями это недельной главы. Во всех них в более или менее явной форме будет присутствовать переход от чисто материального удовольствия к удовольствию от духовного.
Но это все не только о том, как обстояли дела у поколения пустыни или во времена Храма, все это актуально и в наше время. На уровне ежедневной практики: выдавливая из себя по капле утреннюю молитву, или читая в полусонном состоянии неинтересные комментарии, в результате разделения процесса духовной работы от процесса получения удовольствия, происходит повторение Золотого Тельца.
Hо если человек получает удовольствие от духовной работы, то каждый такой момент времени становится ещё одним из действий по исправлению себя и этого мира. Без ощущения радости исправить Золотого Тельца не получится! Это ещё один раз напоминает о том, что подход: сделал мицву - награда, не сделал - наказание, не только никак не объясняет сути Торы, но усиливает то зло, которое пришло в мир во время создания Золотого Тельца.
р. И. Гладштейн