Йитро
Естественное и чудесное
«И было назавтра, и сел Моше судить
народ,
и стоял народ над Моше с утра до вечера,
и увидел тесть Моше…, и сказал: «Почему
ты сидишь один, а весь народ стоит над
тобой с утра до вечера?»»
(Шмот, 18:13-14)
Пагубность совета Йитро нами уже обсуждалась (смотри
«Путешествие по недельным главам»). Но отчего дети Израиля так непоправимо
легко отказались от чуда прямого общения с нашим Учителем? Объяснение
Савраньского ребе построено на следующей истории.
Во второй половине восемнадцатого столетия ученик
БеШТа, ребе Цви Ґирш из Алика попадает в еврейское местечко. Его, всем
известная, праведность побуждает евреев устроить ему всенародную встречу. Они
выстраиваются в две шеренги у въезда в местечко, и каждый почитает своим долгом
поцеловать руку цадика. Среди евреев, стараясь не афишироваться, стоит Иван, и
когда подходит его очередь… кусает руку ребе Цви Ґирша и бросается наутек.
Евреям не удается его догнать, а ребе моет руку и убеждает всех, что ничего не
произошло.
Жил в местечке еврей, содержатель трактира, назовем
его Хаим. Его подавленное настроение в тот вечер вызвало недоумение Сары, его
жены – такой цадик гостит у нас в местечке, а ты не радуешься?! «Сара, - сказал
Хаим, - неужели ты не понимаешь? Иван, посмевший укусить руку цадика, задолжал нам
фантастическую сумму в сто рублей (несколько тысяч долларов, да еще по тем
временам!). Вс-вышний его «приберет» еще до наступления утра, и что же будет с
долгом?!». И так, в расстроенных чувствах, сидели они вдвоем, пока Хаима не
озарило.
Он тут же побежал к Ивану и пообещал тому, со
следующего утра, целый год бесплатную и неограниченную выпивку, если только он
немедля отдаст свой долг. Иван оббежал всех соседей и знакомых и тут же отдал
сто рублей Хаиму. А вслед за тем на радостях закатил пирушку. Хаим радостный
вернулся домой и стал вместе с Сарой ждать счастливого известия о
скоропостижной кончине Ивана. Прошел час и Хайм, не выдержав, побежал к дому
Ивана. Пирушка была в разгаре, а здоровью хозяина мог бы позавидовать бык.
Расстроенный Хаим еще несколько раз бегал проверить, но до глубокой ночи
длилось веселье, а Иван был живее всех живых. Сломленная усталостью, заснула
Сара, но Хаим заснуть не мог. И только под утро он дождался – Иван умер от
кости, застрявшей в его горле!
В раннем миньяне, к которому присоединился Хаим, и в
котором молился ребе Цви Ґирш из Алика, эта смерть стала сенсацией. Еще бы,
честь праведника была восстановлена. Но сам цадик от подобной чести отказался.
Он сказал: «Ради меня Вс-сильный не стал бы так торопиться. Если бы
евреененавистник умер бы в течение ближайшего года, ну мейле. А так… не прошло и двенадцати часов…. Было наверняка еще
чье-то вмешательство». В результате расспросов
и стала известна история Хаима. Такая наивность Хаима и Сары запомнилась
и дошла до нас.
Как известно, говорит Савраньский ребе, чудо возмущает
реальность. И пока евреи днями напролет стояли и пили из уст нашего Учителя,
что могло быть естественней? Но свежий взгляд Йитро разбил эту естественность
и… раскрыл чудесность происходившего. Утратившие наивность евреи, потеряли
возможность прямого, повседневного контакта с «гортанью Моше». Мораль выведите
сами!
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:
|