Йитро
Три времени Израиля
«… и будете избранной из всех
народов…, и вы будете Мне царством
коґенов и народом выделенным»
(Шмот, 19:5-6)
Три обещания Вс-вышнего перед Синайским Откровением являются, по мнению РаШИ, всеобъемлющими: «не меньше и не больше». И мы, следуя идее, изложенной в комментарии рава Овадии Сфорно, попробуем рассмотреть эти три обещания в качестве трехфункциональности задачи Израиля в Истории. Наше прошлое – это наша избранность – печать Синая. Настоящая функция нашего народа – «царство коґенов» - распространение божественного присутствия и вершина – будущее: «и будет оставшийся в Сионе и остаток в Йерушалайм – кадош» (Йешайяґу, 4:3). Как сказано «кадош – существующий вечно» (Трактат «Санґедрин», 92:1) – мы «гой кадош – народом выделенным», т.е. существующий вечно.
Сопоставим эти три измерения с местом, временем и душой – עש''נ – олам, шана, нефеш. Получается, что Израиль – это «гетто избранничества» в отношении места. «Профсоюз» преподавателей Торы (коґаним) во времени и вечные, в силу заданной функции Израиля. Или, как сказал РаШИ: «не больше и не меньше»!