Ваэтханан
Основа воспитания
«И повторяй их сыновьям своим,
и говори их при сидении твоем в
доме твоем, и при хождении
твоем дорогой, и когда ты
ложишься, и когда ты встаешь»
(Дварим, 6:7)
Рав Йихиэль Вайнберг находит «неправильность» в этих, всем известных из молитвы «Шма Исраэль», словах. Прежде чем «повторять их сыновьям своим», следует выучить их самому! То есть «говори их при сидении твоем…, при хождении… и когда ты ложишься» должно предшествовать урокам, преподаваемым сыновьям.
Объяснение рава Вайнберга связано с основной проблемой воспитания словами. Метод слов, как убеждения собственных отпрысков, попросту не работает. Одной из причин ухода из мира Торы поколений конца XIX – начала XX было отсутствие личного примера – горения Торой поколения родителей. Исполнение присутствовало, а вот зажигательность личного примера исчезла.
Алгоритм воспитания, предлагаемый Торой – не просто личный пример. Повторяя детям, ты можешь достигнуть желаемого результата только в одном случае. Если Тора будет на устах твоих (а не только в сердце) постоянно: «при сидении…, при вставании… и когда ложишься». Тогда твои слова будут «повторением» твоей жизни, твоей повседневности. Это не просто личный пример (по-советски – показуха!), а цельность и полнота (заполненность Торой!) твоей жизни, которая достигается… единственным способом – словами Торы, не покидающими твоих уст, твоих мыслей, и являющихся внутренним содержанием твоих поступков. И тогда «вернет сердце родителей к детям» (Мальахи, 3:24) – возвратится вера детей к их предкам.