Корах
Ухмылка эгоцентризма
«И отделился Корах, сын Ицhара, сын Кеhата, сын Леви, и Датан и Авирам, сыны Эиава, и Он,
сын Пелета, сыны Реувена, и предстали перед Моше вместе с людьми из сынов Израиля -- двести пятьдесят человек,
вожди общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моше и Аhарона,
и сказали им: «Полно вам! Ведь всё общество, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь над собранием Б-га?!»»
Ба-мидбар, 16:1--3
Официальное наименование главного сюжетного узла этой недельной главы -- «распря Кораха и его общества» позволяет следующую трактовку мудрецов. Распря была между Корахом и его сообщниками.
Моше и Аhарон никоим образом ни к какой распре отношения не имели и не могли иметь.
Цели, преследовавшиеся зачинщиками бунта Датаном и Авирамом, свидетельствует мидраш, были принципиально иными, нежели у остальных участников. Эти два оппонента Моше и Аhарона (именно так именует их устная традиция) искусно использовали недостатки других бунтовщиков для достижения собственных целей.
Корах, чьё имя стоит в заголовке главы, - устрашающий пример того, к чему может привести еврея честолюбие.
Вечный сюжет самооправдания - "цель оправдывает средство” – вот удочка, на которую ловит нас наше себялюбие. Слова Торы буквально вспарывающие лозунг всеобщего благоденствия "Вся община свята” – это слова Моше – "Много вам сыновья Леви”. Именно они обнажают всегда ухмыляющуюся физиономию нашего эгоизма. Прямой смысл слов "много вам” – отчего лозунг равенства и братства не был поднят Корахом в момент, когда было выделенно колено Леви (сразу после золотого Тельца). "Много вам” – эта формула помноженного на себя и возведенного в собственную степень себя.
Мораль: Если вам захотелось счастья для всех, проверьте, не ощущаете ли вы себя несчастным?