Шлах
Одни вопросы
«И сказал Всевышний к Моше, говоря: пошли себе людей, чтобы высмотрели они
страну Кнаан, которую Я даю сынам Израиля, – по одному от отчего дома,
ветви пошлите, каждого из них... И послал их Моше из пустыни Паран
по слову Всевышнего; все люди эти – главы сынов Израиля они»
(Бе-мидбар, 13:1-3)
«И послал их Моше высмотреть страну Кнаан и сказал им: «Вот, идите на юг страны, и взойдите на горы. И осмотрите страну, какова она, и народ, живущий в ней, – силён он или слаб, малочисленен он или многочисленен. И какова страна, в которой он живёт, – хороша она или плоха, и в каких городах живёт он – в открытых или укреплённых. И какова земля – тучна она или тоща, есть ли на ней деревья или нет; постарайтесь же и достаньте из плодов страны». Время же то было временем созревания винограда. И поднялись они, и высмотрели страну от пустыни Цин до Рехова, что по дороге в Хамат. И пошли на юг страны и дошли до Хеврона, а там Ахиман, Шешай и Талмай – дети Анака. А Хеврон был построен на семь лет раньше Цоана Египетского. И дошли они до долины Эшколь, и срезали там ветвь с одной гроздью винограда, и понесли её на шесте вдвоём, и взяли также из плодов гранатов и смоковницы. То место назвал он долина Эшколь – из-за грозди, которую срезали там сыны Израиля. И возвратились они с осмотра страны через сорок дней. И пошли, и пришли к Моше и к Аґарону, и ко всему обществу сынов Израиля в пустыню Паран, в Кадеш, и принесли ответ всему обществу, и показали им плоды страны. И рассказали им, и сказали: «Пришли мы в страну, куда ты послал нас, и вот – течёт она молоком и мёдом, и вот плоды её! Но силён народ, живущий в этой стране, и города укреплённые, очень большие; также детей Анака видели мы там. Амалек живёт на юге страны, а хетты, и йевусеи, и эмореи живут в горах, а кнаанеи живут у моря и у Иордана». Но успокоил Калев народ перед Моше и сказал: «Непременно взойдём и овладеем ею, ибо в наших силах это!» Люди же, которые ходили с ним, сказали: «Не можем мы идти на народ тот, ибо он сильнее нас». И распускали они злую молву о стране, которую высмотрели между сынами Израиля, говоря: «Страна, которую прошли мы, чтобы высмотреть её, это страна, губящая своих жителей, и весь народ, который мы видели в ней, – люди-великаны. Там видели мы исполинов, сынов Анака, потомков исполинов, и были мы в глазах своих как кузнечики, и такими же были мы в их глазах». И зарыдало всё общество, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и Аґарона все сыны Израиля. И сказало им всё общество: «Лучше умерли бы мы в стране египетской, или в пустыне этой умерли бы. Зачем Всевышний ведёт нас в страну эту, чтобы пали мы от меча? Чтобы жёны наши и дети наши стали добычей?Не лучше ли нам возвратиться в Египет?»
(Бе-мидбар,13:17-33, 14:1-3)
Самый первый и самый главный вопрос: как могли духовные лидеры высочайшего поколения совершить такую ошибку? И как могли евреи, стоявшие у Синая, испугаться подобно малым детям, и плакать, ощущая физическую близость Создателя?! А чего стоит желание «возвратиться в Египет»?! И если предположить, что евреями овладело временное помешательство (подобную версию мы пробовали выдвинуть и по поводу золотого тельца), как же объяснить невыносимую тяжесть наказания?!
Даже переходя к деталям сюжета, испытываешь всё тоже сильнейшее чувство недоумения. Какие «дети великанов» и невероятных размеров плоды земли «текущей молоком и мёдом» – наряду с диагнозом «земля, пожирающая своих обитателей»?! Какие такие «падшие дети исполинов», в чьих глазах разведчики – духовные лидеры поколения Дэа – были «как кузнечики»?
Чего стоит, например, фраза: «Зачем Всевышний ведёт нас в эту страну, чтобы пали мы от меча?» Но ведь если вы признаёте, что сам Создатель Вас ведёт, то как можете Вы бояться??
Собственно, все заданные нами вопросы ведут к очевидному выводу – история эта безмерно глубока и поверхностное восприятие ничего не даёт!