С южных гор до северных морей еврей - везде еврей
Один из мотивов главы «Ницавим» — мотив легкодоступности Торы:
«Ибо закон этот, который я даю тебе сегодня, не скрыт он от тебя и не далёк он, не на небесах она [Тора]...» (Дварим, 30:11).
Первое впечатление от этих слов — их метафоричность, даже гиперболичность — не соответствует истине. Ведь процитированные нами слова — прямое продолжение сказанного чуть выше:
«Даже если будут изгнанники твои [Израиль] на краю неба, то и оттуда... возьмёт тебя [Всевышний]...» (Дварим, 30:4).
Следовательно, речь не о возвышенности или приземлённости, а лишь о близости или, не дай Б-г, удалённости еврея от Торы. И сказанное «не на небесах она» означает близость к Торе любого еврея безотносительно к его образу жизни и местоположению.
Еврей, проживающий в Южно-Сахалинске и промышляющий маркетингом красной икры, ничуть не дальше от неё, чем отправляющийся каждое утро на учёбу в йешиву житель Старого города в Йерушалаиме. Поясню следующим примером. Ребёнок закрывает глаза и, смеясь сообщает окружающим, что наступила ночь. С помощью этого нехитрого приёма, прикрываясь преходящими ценностями материального мира, отгораживают себя люди от Истины.
Истина же заключается в том, что любой еврей самой своей еврейской сущностью связан с Творцом, Его Торой и законами. И любой шаг, сделанный в направлении раскрытия своего я, немедленно открывает то, что сказано в продолжении процитированных нами слов Торы:
«Но очень близка к тебе эта суть, устами твоими и сердцем твоим раскрывается она» (Дварим, 30:14).