Бе-рейшит
Суд и милосердие
«Ради рейшит разделил Вс-сильный Небо и Землю»
(Бе-рейшит, 1:1)
Как известно, Творение происходит под именем Элоким – Источник всех сил (Суд). Тетраграмматон (Милосердие) появляется впервые только в Бе-рейшит бет: «Эти порождения Небес и Земли при сотворении их в день задействования Вс-вышним Вс-сильным Земли и Небес» (2:4). РаШИ объясняет: «не сказано Тетраграмматон, т.к. в начале замыслил сотворить в соответствии с категорией суда, увидел, что не [способен] мир существовать и предварил качество милосердия и скооперировал его с категорией суда». Вопрос седьмого Любавического Ребе прост: как может быть, что Творец задумал Творение определенным образом, а реализовал по-другому?!
Раби Шнеерсон усиливает свое недоумение трактовки РаШИ с помощью мидраша: «по суду сотворил все; как сказано: «Бе-рейшит бара Элоким»» (Мидраш Танхума «Тецаве», 12). Получается, что Творение было осуществлено (а не только задумано) соответственно категории суда, а значит РаШИ…??!
Но прежде, чем вы успеете подумать о несовершенстве комментария РаШИ, предлагается вспомнить сказанное пророком Йешайяґу (55:8) от имени Вс-вышнего: «Мои мысли – не ваши мысли». Что означает (рав Моше Франц) не различие в мыслях человека и Создателя (высокое и земное, например), а… расстояние от Вс-вышнего до Его мысли, которое превосходит самое большое – расстояние от мысли человека (самого высокого у гомо сапиенса) до самого окончательного (грубого!) – поступка. Так вот, мысль Вс-вышнего, при всей ее абсолютности, неизмеримо дальше от Него Самого, чем самое материальное отдалено от самого возвышенного у человека.
И, следовательно, сказанное РаШИ вовсе не противоречит описанному в Мидраш Танхума. Все Творение соответствует категории Суда, но задействование подразумевает выбор, а значит, Время, то бишь Милосердие (отсрочку наказания и, что не менее важно, награды).