Пинхас
Недельная глава, названная мудрецами именем Пинхаса сына Эльазара сына Аґарона ґа-коґена, начинается с … конца. Точнее с резюме, которым Всевышний завершает реализацию губительнейшего совета Бильама. И естественно напрашивающийся вопрос: отчего мудрецы разорвали «историю Пинхаса», и, оставив весь сюжет предыдущей главе «Балак», включили в нашу главу, кроме уже упомянутого резюме, ещё целый ряд тем, озаглавив всё это – «Пинхас».
Действительно, приказ «разобраться» с Мидьяном, раздел Страны Израиля, наследие дочерей Цлофхада и передача лидерства над еврейским народом, а также изложение законов приближений в еврейские праздники мало ассоциируется с именем Пинхаса сына Эльазара!!
Намёком на связь между всеми темами, затронутыми в главе и личностью Пинхаса, является следующий мидраш из Сифри (конец главы Балак):
«Искупить сынов Израиля не сказано, а сказано «и искупит сынов Израиля», так как до сейчас не сдвинулся, а стоит и искупает до Оживления мёртвых».
Добавим к этому удивительное отождествление: «Пинхас – он Элияґу» (Ялкут Шимони, «Бе-мидбар», 771), – и получим принципиально иной взгляд на поступок Пинхаса сына Эльазара. Оказывается, брит, полученный им в награду, касается всех евреев до конца всех поколений. Теперь становится понятным желание наших мудрецов разделить событийно-сюжетную канву и следствия. Пятикнижие само указует на правомерность такого разделения, не указывая имена отрицательных героев в изложении хода событий. Тем самым, выделяя (и отделяя) результаты от происходившего.
Практически все темы главы объединяются общей идеей завершения. Рав Ґирш отмечает, что законы приближений в праздники завершают изложение всех законов Торы. Оставшиеся для следующей главы законы «обетов – недарим» касаются уже «сверхобязательств». Раздел Земли Израиля, как и передача ответственности за народ от Моше к Йеґошуа, знаменует окончание периода Дарования Торы и переход к началу её реализации.
Установление границ, определение конца – всё это прерогативы категории Суда. И именно эту категорию, определяющую обязанность как главнейшую компоненту брита – союза, олицетворяет Пинхас – Элияґу. Не случайно убийца пророков Баала на горе Кармель появляется на всех брит-мила (обрезаниях), свидетельствуя о неуклонном исполнении взятых нами обязательств. И именно с ним связан конец – завершение этого мира:
«Вот Я посылаю вам Элияґу-пророка перед приходом дня Всевышнего величайшего и ужасающего». (Мальахи, 3:23)