Тазриа
«Мне хорошо-я сирота!»
(Комментарий для нормальных людей)
Ещё один тип законов, вызывающих недоумение современного человека, -- это законы о ритуальной нечистоте. Они связаны, с одной стороны, с каждодневными событиями человеческой жизни, такими как рождение и смерть, но с другой -- никоим образом материально не проявляются. И на первый взгляд выглядят как некая детская игра, подразумевающая присутствие того, кого на самом деле нет. Хотя после Луи Пастера человечество должно было привыкнуть к правилу «Не всё, невидимое нами, на самом деле не существует», но увы..
Обратим внимание читателя, что правила тум’а и тэhора имеет конкретный смысл только при существовании Храма. А следовательно, связаны с ощущаемой близостью или, не дай Б-г, отдалением от Всевышнего. Так что все законы о ритуальной чистоте были при существовании Храма замечательно важными индикаторами духовного местоположения человека. Сегодня мы, изучая эти законы, познаём те принципы, которые определяют, что в духовном плане наиболее уязвимо у человека.
Мораль: Ужас Утраты Храма -- в отсутствии ощущения утраты.
Три уровня контакта
(для зубров, не боящихся обломать свои духовные зубы)
«Жена, когда забеременеет
и родит захар (мужской пол)…,
а если никева (женский пол) родит»
(Ва-йикра, 12:2,5)
Попробуем объяснить слова Пятикнижия на уровне ремез-намека. Автор комментария «Бат Айн» предлагает увидеть в сказанном в нашей главе уровни отношений Вс-вышний-Израиль. Три основных ступени этих отношений «закодированы» в ключевом понятии «нега» (нун, гимель, айн). Его обратное прочтение дает «онег» (айн, нун, гимель) – наслаждение, уровень близости, даруемый Израилю в Шабат («и призовешь в Шабат онег»!).
Определение этих ступеней – эден (айн), наґар – река (нун) и ган – сад, заложено в два обратных понятия – нега – язва – отдаленность и онег – наслаждение – близость. При этом самый низкий уровень отношений - ган, автор «Бат Айн» производит от однокоренного гнут – хула. А самый высокий – «забеременеет и родит захар». Объяснение, отчего самый высокий через ремез-намек, содержащийся в тексте. Глагол «родит» появляется еще, прежде чем «захар», чья гиматрия равна слову «браха – благословение».
Наше усилие – «забеременеет», буквально «выделит семя» - получает дарованный Вс-вышним результат – браха (захар) – мгновенно.
Уровень «наґар», подобный «наґора»-свечение, подразумевает наши усилия в расчете на получение света, а потому получающие в подарок близость не сразу, на что и намекает уход глагола «никева родит» на второй план. Напомним, что «эден-утонченность», характеристика высшего уровня отношений с Создателем, намекает на отсутствие всякой заинтересованности, типа «а шо я буду с этого иметь?!».
Третий уровень, безрезультатный, говорит об отдаленности (нечистоте), недоступности Вс-вышнего в случае, если мы, делая мицвот, подразумеваем получение вполне материальных благ. Результат – гнут-порицание, отсутствие результата!
После всего сказанного, мы можем прочитать вынесенный в эпиграф текст на уровне намека-ремеза следующим образом:
«Израиль (жена), когда возжелает близости к Создателю ради Него Самого (забеременеет), немедля получит духовное изобилие (и родит захар)…, а если желание духовной близости - ради себя (никева), то результат потребует времени и терпения (родит)». Ненаписанными, т.е. несуществующими являются усилия по достижению материальных результатов в нашем мире. Выводы – очевидны.