Ґаазину
Обращение к Небу
«Внимайте, Небеса, и я буду говорить,
услышит земля, сказанное моими устами»
(Дварим, 32:1)
Особое отношение к предпоследней главе Пятикнижия лучше всего демонстрирует ґалахическое мнение раби Цадока Коґена из Люблина: следует изучать недельный раздел «Ґаазину», ибо в нем изложены все события и люди всех времен и народов. Отметим со своей стороны, что язык, которым написана эта глава отличается особой сложностью (еще бы) и образностью. Потому любые комментарии, объясняющие пшат текста, нелишни.
Начнем с вопроса к самому первому заглавному предложению. Отчего обращение к Небесам во втором лице, а к земле в третьем? Возможный ответ связан с Трактатом «Санґедрин» (23), в котором сказано, что «чистые разумом, что в Йерушалайм[1], никогда не подписывали свидетельство, не узнав прежде, кто подписывает вместе с ними».
Главный свидетель – Небеса, именно к ним обращается Моше Рабейну, сразу расставляя все точки над «и», уточняя, кто будет вторым свидетелем!
[1] Смотри одноименную статью в книге «Охота на иллюзии»