Бе-шалах
«И было при отсылании фараоном»
«И было при отсылании фараоном народа…»
(Шмот, 13:17)
Напрашивающийся вопрос, а фараон-то здесь при чем??! Ведь как мы знаем[1] , именно «простые трудящиеся» египтяне взашей вытолкали детей Израиля: «и усилились египтяне над народом торопить их отсылание из страны, т.к. сказали: «Мы все умрем»! И понес народ тесто свое, и тесто не успело закваситься» (Шмот, 12:33-34). На этот вопрос Савраньский ребе предлагает два ответа: один – от имени своего отца, предыдущего ребе, а второй – от имени раби Хаима, сына Атара («Ор ґаХаим» ґакадош).
В соответствии с первым речь идет о точке зрения… фараона. По его мнению, он, хоть и сильно побитый, но все еще властелин. В качестве обоснования, его реакция на возвращение Израиля к «Пи ґаХероту»: «что это сделали мы, что отослали Израиль от работы на нас?» (Шмот, 14:5). Отсюда необходимость еще одного, окончательного, удара по Египту и его олицетворению.
По второму комментарию (от «Ор ґаХаим») речь идет о «примкнувших к ним», точнее, к нам, египетских диссидентах. На это, по мнению рава Хаима, намекает слово «народ»: «и было сказано царю Египта, что сбежал народ» (Шмот, 14:5) (как сказано: «и говорил Вс-вышний к Моше: «иди, спустись, т.к. испортил твой народ, который ты поднял из страны Египет» (Шмот, 32:7), короче, эрев рав).
[1] Смотри «Второе путешествие по недельным главам», глава «Бе-шалах», «Коротко о многом»