Кдошим
Всё так не просто
«Кдошим будьте, так как кадош Я – Вс-вышний,
Вс-сильный ваш.
Человек, отца своего и мать свою бойтесь и шабаты
Мои оберегайте, Я – Вс-вышний, Вс-сильный ваш»
(Ва-йикра 19:1)
Мы в качестве вступления, начнём с прямо-таки напрашивающегося вопроса – в чём смысл соседства законов об уважении к родителям и к шабату, с требованием быть выделенными – кдошим. Причём оба «соседа» мотивированы совершенно идентично – «Я – Вс-вышний, Вс-сильный ваш»?
Объяснение даёт рав Ихиэль Михл Эпштейн, автор «Арух ґашульхан». Мотивация – «Я – Вс-вышний», появляется в «пересказе» Моше речений четвёртого и пятого. Как нам известно, Моше Рабейну, повторяя речения акцентируется на их исполнении в нашем материальном мире. Но именно эти реченя в мире весьма и весьма приняты. Представить себе китайца без выходного дня и уважения к предкам, невозможно. Именно поэтому Создатель требует от евреев выделенности, то есть исполнения законов не по рациональным причинам, а от того, что «Я – Вс-вышний, Вс-сильный ваш».
Благодаря объяснению рава Эпштейна, становится понятным, более чем, удивительный мидраш: «Можешь, как Я?» Хочет сказать «так Я, кадош – моя кдуша выше вашей кдуши!» Сама постановка вопроса «…,как Я», возможность сравнения – «Моя … выше вашей» - ужас!?
Но в свете вышесказанного, почти тривиально. «Можешь, как Я» - означает выход в духовную плоскость, куда следует переводить центр тяжести наших самых естественных поступков. Но при этом «Моя кдуша выше вашей» - не должны мы переходить исключительно в духовную плоскость. Наша задача делать кдушу «без отрыва» от материального «производства».
(Из книги рава М.-М.Гитика "Второе путешествие по недельным главам")