Пинхас
Край беспредела
«И говорил Всевышний к Моше, сказать:
Пинхас сын Эльазара возвратил
гнев Мой на сынов Израиля»
(Бе-мидбар, 25:10-11)
Странный глагол «возвратил» - hишив (корень «шав» - возвращаться) вместо ожидаемого «отвратил», «погасил» или «убрал», позволяет увидеть всю губительность совета Бильама мидьятянам с одной стороны, и уникальную глубину охвата создавшейся ситуации Пинхасом Бен Эльазаром – с другой.
Бильам, который, как сообщает Устная Тора, пытался задействовать «момент гнева Всесильного» и не преуспел «наверху», посоветовал мидьятянам, как действовать «внизу».
«Момент гнева Всесильного», как мы учили (в недельной главе «Балак» курса «Путешествие по недельным главам» книги БаМидбар»), соответствует изначальному замыслу Всевышнего - сотворить мир в соответствии с жёсткими требованиями категории Суда. Именно несоответствие нашего народа этим высочайшим стандартам могло оказаться гибельным для нас по задумке Бильама.
«Внизу» категории Суда, устанавливающей чёткие границы дозволенного, противостоит безграничное давание – хесед. Мидьятянки «с крепким телом» - это практическое олицетворение беспредельного хеседа.
Пинхас бен Эльазар смог не только поставить правильный диагноз происходящему, но и найти «сильнодействующее средство» – аналог «моменту гнева Всесильного».
Смысл слов «возвратил гнев Мой» - замкнул цепь «верхнее - нижнее», раскрыл здесь, на земле, присутствие жёстко ограничивающей категории Суда.
Немедленное, вслед за преступлением, воздаяние, моментально остановило пожирающую еврейские жизни эпидемию. Урок «Суда на Земле», наглядно преподанный Пинхасом, вернул (привязал) земное к небесному, однозначно определив край беспределу.
В качестве интеллектуального бонуса мы получаем ответ на вовсе не тривиальный вопрос: «Отчего в главе «Пинхас», начинающейся с невероятно высокой оценки Всевышним Пинхаса Бен Эльазара, восприемником Моше назначается… Йеґошуа Бен Нун?»
Ответ: ну, конечно же, как сказано в мидраше: «увидел Всевышний, что не может мир существовать по категории Суда и добавил к ней категорию Рахамим (отсрочку, по-нашему!)». Оттого Пинхас – это Элияґу, обличающий преступления Израиля и убивающий пророков Баала, а руководство народом – это «средняя линия», рахамим!