Ва-йишлах – Ва-йешев
Йосеф и его братья
И сказал Яаков Шимону и Леви:
«Изуродовали вы меня, сделав зловонным
для жителя Страны, для кнаанейца и
призейца. А я мал числом; и соберутся на
меня, и нанесут мне удар, и уничтожен
буду я и дом мой!» И сказали: «Разве
проституткой сделает нашу сестру?»
(Бе-рейшит, 34:30-31)
Напоминает диалог глухих – Яаков говорит о весьма конкретных опасениях, а братья исключительно эмоционально описывают невозможность безнаказанности поступка Шхема. Для выяснения связи между позициями Яакова и его сыновей, мы отправимся в следующую главу, к основе конфликта Йосефа и его братьев: «и приносил Йосеф плохие сведения о них отцу их» (Бе-рейшит, 37:2). РаШИ объясняет, что речь идет о поедании части живого животного, в частности, а «Сифтей хахамим» подчеркивает, что глагол «приносил» означает, что речь идет о свидетельстве, т.е. реально увиденном Йосефом факте. После чего остается только горестно воскликнуть: как же так?!!
Рав Мордехай Эйлон приподнимает завесу, поставленную мудрецами, определяя конфликт Йосефа и братьев мировоззренчески. Позиция Яакова и его духовного «сверстника» Йосефа говорит о личном, семейном еврействе. Братья же видят себя ветвями Израиля. А в чем разница? В случае «личного» еврейства мы говорим об обязательности семи принципов Ноаха и добровольном(!) исполнении мицвот. Точка зрения братьев: мы – Израиль, со всеми вытекающими… А точнее, с единственным(!) исключением из правила – запрещенное человеку тем более запрещено еврею.
Как известно, запрет отрезания части живого животного у евреев… отсутствует, ибо евреи обязаны исполнять законы шхиты. Но животное с перерезанной сонной артерией способно прожить какое-то (очень короткое!) время. И именно тогда (т.е. в это время) и возникает мировоззренческий вопрос: а можно ли отрезать часть у еще не умершего животного? Если речь идет о «семейном» еврействе, то очевидно нельзя – семь принципов Ноаха «главнее» исполнения мицвот. А если речь идет об Израиле, то шхита налицо (точнее, на шее) выполнена, а запрета эйвар мин ґахай (часть живого животного) у Израиля нет!
Получается, что конфликт Йосефа с братьями сводится к борьбе мировоззрений. И несогласие между Яаковом и Шимоном с Леви становится понятным. Братья ссылаются на мицву «отмщения Вс-вышнего» – вспомните «мидиатянок с крепким телом»!
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: