Ноах
Праведность Ноаха
«Ноах был человеком Праведным
в своих поколениях»
(Бе-рейшит, 6:9)
Знаменитый (известный каждому еврейскому ребенку) РаШИ: «в поколениях своих» – есть мудрецы, которые его хвалят: если бы был в поколении праведников, был бы более праведным, а есть осуждающие его: в его поколении был праведником, а если бы был в поколении Авраґама, то считался бы никем».
Рав Йихиэль Яаков Вайнберг объясняет, что РаШИ приводит не противоположные оценки мудрецов, а две разных грани деяний Ноаха. Кстати, обратим внимание читателей, что похвала «по-РаШИ» идет от мудрецов, а осуждение (не наш метод, не путь мудрецов!) – безымянно!
Сравнение с Авраґамом и его потомками, праведниками, подразумевает два подхода к оценке жизнедеятельности Ноаха. С общечеловеческой точки зрения остаться единственным не присоединившимся к общему падению – это настоящий подвиг. Но с еврейской точки зрения…
Вспомните историю. Да девяносто процентов еврейских общин, в течении тысячелетий(!) повторяли подвиг Ноаха! А его осуждение по эталону, установленному Авраґамом, связано с невозможностью для Ноаха устраивать «базар с Творцом»: «а может быть сорок праведников?!», «а может тридцать?!», «а может двадцать?!». Короче, позиция Ноаха – «торг здесь неуместен» определила дуальный подход к оценке его уровня – праведник народов мира, но не спасший мир и никого в нем. И дело, конечно, не в результате (все-таки от Лота происходят Рут и Наома!), а в уроке для детей Израиля. Самопожертвование для праведных потомков Авраґама, Ицхака и Яакова – норма.