Нашли конкурента!
В главе «Ки-Таво» («Когда придёшь») рассказывается о законах приношения в Храм первых плодов нового урожая — «бикурим» (от «бехор»—«первенец»).
На первый взгляд, их основной смысл — осознание превосходства духовного над материальным. Во времена Храма самые богатые из евреев и даже царь восходили на Храмовую гору с корзиной, наполненной празднично украшенными «первинками», неся её САМОСТОЯТЕЛЬНО на плече. Передача этого «фруктового приношения» коhену, человеку, стоявшему на социально-экономической лестнице зачастую значительно ниже и существовавшему порою только за счёт таких приношений, была очевидным пересмотром иерархии ценностей.
Но если бы дело ограничивалось только этим, то сегодня эти законы были бы для нас ещё одним вздохом об ушедшем великом прошлом. Чтобы вскрыть их вневременной смысл, вспомним непередаваемо значимые слова первой из женщин, которые приоткрывают завесу над «нежной тайной» рождения человека:
«Приобрела я человека со Всевышним.» (Бе-решит, 4:1.)
Ощущение сопричастности полученному результату может колебаться в спектре от чистой без примеси эгоизма радости до упоительной самозначимости. Именно эту проблему — конкурентоспособности человека со Всевышним — и подразумевает более глубокий смысловой пласт законов о первинках. Получение столь долгожданных первых плодов не есть доказательство твоей успешности — независимости от Создателя.
Видение результата твоих усилий как подарка Творца — и есть главное символическое значение передачи первинок коhену. На чисто материальном уровне произрастание плода есть синтез столь большого числа факторов (климат, почва, вредители и т. д.), что мудрецы говорят о крестьянине как о естественно верующем человеке.
|