Опасная близость
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше после
смерти двух сыновей Аhарона, которые при
приближении к Всевышнему умерли.»
(Ва-икра, 16:1.)
Перечисляя причины гибели старших сыновей Аhарона, мудрецы в мидраше говорят, что Надав и Авиhу «вошли передо Мной и впереди», «работали без одежды (коhенской)», «у них не было жён», «у них не было детей». Конечно, все эти «причины» — только ярко освещённые комментарием мудрецов грани трагического поступка сыновей Аhарона.
Попробуем свести все эти объяснения к одному, а именно к незаземлённости Надава и Авиhу. И я не случайно употребляю термин, обычно используемый в электротехнике. Сокровенность их поступка («Вошли передо Мной и впереди») была материально неоправданна: «Работали без одежды».
Желание близости к Творцу разорвало не слишком крепкие узы, привязывавщие их души к телу. Об этом и говорят мудрецы: «у них не было детей», «у них не было жён» — у них не было достаточно сильных корней в каждодневной реальности.
Их личное стремление к совершенству привело к уничтожению той цели, ради которой душа спускается в тело. Эта цель — раскрытие Всевышнего через материальные объекты нашего мира.
Позволим себе парафраз знаменитого тоста из «Кавказский пленницы»: «Как бы высоко ты ни поднимался, чтобы ты никогда не отрывался от еврейского народа».