Пинхас
Мгновение гнева и трепета
«Вот Я даю ему Союз Мой – Шалом.
И будет ему и потомству его за ним
Союзом коґенства вечным – за то,
Что возревновал за Элоким своего
и искупил сынов Израиля»
(Бе-мидбар, 25:12-13)
Савраньский ребе приводит вопрос автора «Кдушат ґаЛева», раби Лейви-Ицхока из Бердичева – но если поступок Пинхаса, сына Эльазара, один, то отчего награды две? Ответ на этот вопрос связан с еще одним вопросом. Губительный совет Бильама был дан в результате благословения, которым обернулось проклятие мерзавца. Но отчего он не дал свой совет сразу, как только Творец запретил проклинать Свой народ?
Оказывается, говорит от имени мудрецов Савраньский ребе, рега беафо – мгновение гнева Вс-вышнего, присутствующее в каждом дне – это корень категории йира – трепета перед Небесами.
Этот трепет в поколении пустыни сдерживал переполнявшую Израиль любовь к Создателю, Его Торе и божественным людям. (Не очень нам знакомо, а?!). Поскольку из-за Бильама, Творец убрал из дней «мгновение гнева», то в результате, мидьятянки «с крепким телом» смогли соблазнить двадцать четыре тысячи евреев. Ведь в дни, когда любовь к ближнему у поколения пустыни сдерживалась трепетом перед Небесами, шансов у красавиц по профессии просто не было!
Теперь мы можем определить две вещи, которые сделал Пинхас своим поступком. Во-первых, он остановил духовную эпидемию, а во-вторых, вернул им трепет перед Небесами, ограничив их любовь!
За «ревность Вс-вышнего», остановившую эпидемию, он получил «вечное коґенство», а за «возвращение гнева», вернувшее Израилю йират шамайм и ограничившее чрезмерную любовь – «союз мира», ибо установил мир между категориями трепета и любви!