Ваякґель (И собрал)
Значительность деталей
«И пришли все люди, которых подвигло сердце их, и всё,
что [каждый] желал отдать внутри себя, принесли в вознесение
Всевышнему... И пришли мужчины над женщинами»
Шмот, 35:21, 22
Каждая деталь, упомянутая Пятикнижием, заслуживает нашего внимания в силу своего происхождения. Мудрецы, ощущающие трепет перед любым словом Торы, позволяют нам через свои комментарии прикоснуться к тому, что на наш взгляд незначительно, а потому гладкости русского текста ради опускается !
Раби Давид Аззулай отмечает подчёркнутое Торой чудо – все без исключения принесли именно столько, сколько решили. Такая адекватность побуждения и поступка в мире, где множество хороших идей «не доживают до реализации», свидетельство уникальности поколения Синая.
Мальбим объясняет странный предлог «над», использованный при описании прихода мужчин и женщин (мужей и жён) с приношениями. Мужья, принеся свои вознесения, обнаружили, что их опередили... жёны. Те самые жёны, которые не только не проявили подобной торопливости в случае с золотым тельцом, но принципиально отказались отдавать свои драгоценности на тельца. Отсюда их положение над мужчинами, упомянутое Пятикнижием.
«Вот итоги сооружения Мишкана – Мишкана свидетельства» Шмот, 38:21
Мишкан был свидетельством того, что все итоги были подведены исключительно точно – ведь присутствие Всевышнего в Мишкане и есть лучшее из возможных доказательств честности строителей (Мальбим).