Шмот
Предопределенность и выбор
«И скажут мне как имя Его, что скажу им?
И сказал Всесильный Моше: Я буду, какой
Я буду,
и
скажи сынам Израиля: «Я буду» послал меня»
(Шмот, 3:114)
Вопрос, в данном случае, ставит РаШИ своим
комментарием. Процитируем его: Я буду с ними в этой неприятности, так же Я буду
с ними в подчиненности другим царствам. Сказал [Моше] перед Ним: Владыка
Вселенной, как я упомяну о другой неприятности, достаточно им этой. Сказал ему [Вс-вышний]:
хорошо сказано – «и скажи сынам Израиля…».
РаШИ продолжает в скобках: не то, чтобы Моше разобрался во всем, а не понял
слова Вс-вышнего, т.к. «Мои мысли – не
ваши мысли». И сказанное «Я буду,
какой Я буду», было сказано одному Моше, а не чтобы сказал Израилю, и это
было Мое намерение изначально, не говорить это Израилю…, а сказать Израилю «Я
буду» единожды.
Проблема Моше, в свете сказанного ему Создателем,
очевидна. Если Вс-вышний обещает свое
«сопровождение» Израиля в следующих галутах, то следующие галуты… гарантированы,
а как же тогда с ошибками евреев, вызвавшими эти галуты, они предрешены?!
Невозможно в свете выбора и ответственности!
Раби Менахем Мендл из Косова начинает свой комментарий
«на РаШИ» с утверждения «Мои мысли не
ваши мысли» - означает «наличие отсутствия» противоречия между заданностью
(замыслом) и выбором на уровне «Его мыслей». Лишь на уровне человеческого
восприятия существует противоречие между существованием будущего и нашей
свободой выбора – «Его мысли – не наши мысли».
И потому РаШИ так важно подчеркнуть - раскрытое Моше
уникальное Имя Вс-вышнего, не может быть раскрыто на уровне детей Израиля. Лишь
Моше, олицетворяющий весь Израиль, способен «поместить» внутри себя «Я буду, какой Я буду». Для всего
Израиля доступен лишь уровень «Я буду». Раскрытие этого уровня в нашем мире не
убирает выбор. А наличие раскрытия «Я
буду, каким Я буду» на уровне Его Замысла не противоречит свободе выбора!
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:
|