Трума
Уроки Мишкана
И пусть сделают ковчег из акации два с половиной локтя длиною,
полтора локтя шириною и полтора локтя высотою
Шмот, 25:10
Каждая деталь, упомянутая Пятикнижием в устройстве Местопомещения Всевышнего, является уроком Торы на все времена. Практически, Храм – это модель Мироздания, причём не только в материальном, но и в духовном смысле в особенности.
Миры Брия, Йецира и Асия во всех подробностях своего устройства прослеживаются в Мишкане. Мы с вами на следующих страницах попробуем извлечь несколько уроков, касающихся нашего, вполне материального мира. И всё это, не покидая уровень прямого понимания смысла слов.
Начнём наш беглый осмотр Мишкана с его самой внутренней, сутьевой детали – Ковчега (Арон hаКодеш). Его размеры, декларируемые Торой, подчёркнуто нецелые. Как комментарий на эту вопиющую нецельность размеров, используем самый знаменитый из афоризмов раби Менделе из Коцка: «Нет более целого (совершенного) сердца, чем разбитое сердце».
Конечно же, эмпатия – способность сопереживания, прямо связана с пережитыми человеком страданиями. «Разбитое сердце» максимально способно понять и почувствовать («лишмоа») чужую боль, наиболее нацелено на ощущение другого человека, а, следовательно, в совершенстве исполняет основную еврейскую функцию – любить ближнего, как самого себя.
И как всегда, соединяя собой две крайности (разбитое и цельное), человек оказывается… Партнёром. Именно наше несовершенство (зависимость, слабость), если его правильно задействовать (давание друг другу), приводит к потрясающему Совершенству, которое дарит нам Создатель (за Микдаш – Мишкан!).
Кодеш hакодашим, где помещался Ковчег – это подаренное нам ощутимое присутствие Всевышнего. И несовершенные размеры Ковчега – не единственный урок на тему «как достигнуть Цели». Исходя из размеров Кодеш hакодашим (десять на десять), и из расстояния от Ковчега до границы Кодеш hакодашим (тоже десять), мы можем сделать вывод о «незанимаемости» места Ковчегом.
Урок очевиден: убирание себя, неощущение, несвязывание результатов своих усилий с собой – это возможность получения неограниченного изобилия, которое Всевышний желает Дать.
Наши представления позволяют нам получать только в рамках – всё, что находится вне наших представлений, мы не можем себе представить, потому убирание рамок своего эгоизма (желаний) – необходимое условие получения Создателя.
Место, которое занимает моё Эго – украдено у Творца, который есть Место Мира (мекомо шель олам)! А крадя у Всевышнего, мы обкрадываем и лишаем себя всЕго!