Шмот
Внутренний смысл слов Торы
«И сказал царь Египта акушеркам ивриёт,
имя которых одной – Шифра, а имя второй –
Пуа. И сказал: когда будете помогать рожать
Ивриёт – и смотрите на овнаим: если сын он –
и умерщвляйте его, а если дочь она – и живет!...
И сказали акушерки Фараону: потому что не как
женщины египетские ивриёт. Потому что
животные они! Перед тем как придет к ним
акушерка – и родили!»
(Шмот,1:15-16, 19)
Контакт с внутренним смыслом слов Пятикнижия (сод) подразумевает перевод событий и объектов во внутренний мир человека. Рав Готлиб делает этот перевод следующим образом: фараон – царь египетский – это эгоцентризм, всевластвующее желание брать. Акушерки – это духовные силы человека, свойства его характера (по книге «Тания»). Ивриёт – переходы, перепады жизненной энергии, настроения, вдохновения или его отсутствия (от маавар – переход). Бен (сын) – желание дать (влиять), бат (дочь) – желание получать (сходно с никева – отверстие, недостаток. Захар – мужское, наполнение).
Позиция нашего себялюбия (фараона) предельно ясна – «а шо я буду с этого иметь?». И потому «если сын он – нэ трэба, а дочь – сгодится». Но используем комментарий рава Ашлага для более глубокого (детального) восприятия, сказанного Торой.. Попытка человека работать на Создателя сопряжена с духовными подъемами и спусками. По определению царя Давида: «Поднимутся к Небесам, опустятся в бездну» (Теґилим, 107:26).
«Акушерки ивриёт» - две основных силы в духовном воспитании человека – вера и истина. Шифра означает улучшение – результат нашей веры – дарующий ощущение значимости нашей работы на Творца. Пуа означает отверстие, недостаток (поэ – раскрытый рот). Действие этой акушерки рождает состояние (момент!) Истины: «Что я? Что моя работа? Мои усилия – ха!». Переходы из состояния духовной устремленности к опустошенности из-за житейских мелочей и рутины, на которые расходуются наши духовно-душевные силы, тем разительнее, чем духовно выше человек. Они, естественно, не наблюдаются снаружи, эти духовные бури внутри индивидуума.
А «закаление стали» - из огня веры в холодное (обескровливающее) состояние духовного бессилия приводит к удивительному подарку: «ивриёт – животные они». В отличие от нормальных «египетских женщин» - разумных получателей (верноподданных эгоцентризма), которые сначала выясняют собственную духовно/материальную выгоду -ненормальные еврееполучатели сначала делают, а лишь затем думают. Короче, цель «наасе ве-нишма» достигается через увеличение Вс-вышнего в своих глазах, которое позволяет исполнять Им желаемое незамедлительно[1], инстинктивно (по-животному).
|